Эксперты убеждены, что сегодня ситуация в мире становится все более волатильной, чтобы делать долгосрочные прогнозы. Еще недавно казалось, что экономика начинает восстановительный рост, дорожает нефть, укрепляется доллар.
Но теперь оказывается, что все не так однозначно. По всему миру выявляются все новые локальные вспышки коронавируса, власти разных стран (от Испании и Великобритании до Вьетнама и Израиля) возвращаются к политике ограничений для собственных граждан и туристов.
Да и в самой России, вопреки заверениям чиновников Роспотребнадзора, ситуация ухудшается. В частности, по подсчетам экспертов Лондонской школы гигиены и тропической медицины, в число регионов, где отмечается явное ускорение эпидемии, включены Краснодарский край, Ростовская область и Адыгея. Причем это явно связано с увеличением числа туристов.
О том, как скоро начнется «постковидный» период в экономике России, и каким он будет, «Свободная пресса» спросила наших экспертов.
Все болезненные факторы для экономики уже обозначены
Управляющий директор «Алго Капитал» Михаил Ханов также смотрит в будущее без оптимизма, отмечая, что новую порцию антироссийского негатива принесут выборы президента США.
— К августу у российских экономистов и инвестиционных аналитиков особое, чуть ли не сакральное отношение. Слишком часто в новейшей истории нашей страны именно в августе случались негативные события для и без того не эталонной российской экономики, имевшие как минимум среднесрочные последствия. Но в 2020-м похоже весь год примеряет на себя «дурную славу августа». Для всего мира и для нас особенно.
«СП»: — Виной всему коронавирус?
— Не только. Была, напомню, непродолжительная, но очень болезненная война нефтяных цен в марте, затем пандемия с колоссальными негативными последствиями для всей мировой экономики. Но не стоит забывать и про экономические санкции в отношении России («Северный поток-2» и другие), ставшие уже своего рода визитной карточкой наших «западных партнеров».
И парадокс августа 2020 заключается в том, что все максимально болезненные факторы для нашей экономики уже обозначены и даже частично отыграны и курсом рубля, и ценами на нефть, и снижением в рамках мирового тренда ВВП в текущем году.
«СП»: — Вы упомянули про санкции в отношении трубопроводных проектов России. А насколько вообще сегодня, на ваш взгляд, комфортной для нашей страны является ситуация на глобальном сырьевом рынке?
- Цены на нефть держатся в комфортном для национальной валюты и бюджета диапазоне $40−45 за баррель Brent. И в контексте регулируемой добычи со стороны ОПЕК+, «открывающихся» стран, и постепенного восстановления мирового промышленного производства (в Китае вообще V-образного) нет повода для их ухода ниже обозначенного диапазона.
«СП»: — При этом, однако, американцы анонсируют новую порцию антироссийских санкций, в частности, в отношении «Турецкого потока». Нет ли у вас ощущения, что их приберегли к президентским выборам в США?
- Действительно, потенциальное усиление санкционного давления перед президентскими выборами в США — это некий элемент «обязательной программы» для обоих кандидатов, Дональда Трампа и Джо Байдена. И оно могло бы стать потенциальным возбудителем спокойствия.
Судя по макроэкономическим прогнозам, август, как и окончание года в целом, будут относительно спокойными и для рубля, и для экономики нашей страны. Но могут вмешаться алогичные шаги со стороны США: например, запрет на покупку госдолга РФ для американских инвесторов.
Плюс к тому на макроэкономическую ситуацию негативно может повлиять «резкая» вторая волна коронавируса в России и в мире с локдауном и другими негативными последствиями.
В конце августа нас может ждать новый карантин
Член ассоциации профессиональных бухгалтеров «Содружество» Елена Васильева убеждена, что дальнейшая девальвация рубля станет самоубийством для федеральной власти.
— Девальвация рубля — это очень рискованный политический шаг. Тем более учитывая те тревожные события, которые происходят в России и в мире. Скажем, в странах Евросоюза и США проходят волнения против внутренней политики этих стран, а в России — против ареста и отставки хабаровского губернатора Сергея Фургала.
Также я бы отметила вступление в силу поправок к федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав», связанных с продлением на несколько дней любого голосования. Этот закон ещё больше подрывает доверие к власти, поскольку увеличивает возможности для фальсификаций на выборах.
Все это привело к тому, что позиция главенствующей в России партии «Единая Россия» во многом этим летом ослаблена. И девальвация рубля ещё больше ее ослабит. Такой политический ход — самоубийство.
«СП»: — В то же время, девальвация рубля — это ведь не просто какое-то одномоментное решение, а в значительной степени следствие негативных обстоятельств?
— Финансовая «кубышка» в России есть. Даже израсходовав ее часть, государство быстро ее пополнит. Экономически Россия довольно сильна. Но в этой ситуации, конечно, у меня вызывает сожаление позиция наших сограждан. Сегодня нашему соотечественнику надо иметь стальные нервы, чтобы вступить в игру с государством. И двух месяцев явно не хватит для этой победы. Так что, я бы не ожидала черного августа, а порекомендовала учиться работать дистанционно. Ведь коронавирус ещё не побежден, и мы в конце августа опять можем «остаться дома».