Россия является второй по объемам добычи золота страной после Китая. Согласно данным Всемирного совета по золоту (ВСЗ), в 2019 году в пятёрку ведущих производителей этого драгоценного металла входили (тонн): 1) Китай — 383,2; 2) Россия — 329,5; 3) Австралия — 325,1; 4) США — 200,2; 5) Канада — 182,9. У нас не так много отраслей и производств, в которых мы имели бы в мире такие прочные позиции, как добыча желтого металла.
Если в 90-е и «нулевые» годы большая часть добываемого в стране золота отправлялась за рубеж, то в нынешнем десятилетии наметилась переориентация добычи на внутренний рынок. Главным покупателем золота стал Центробанк, который наращивал золотые резервы.
В 2018 году был зафиксирован пик закупок золота Центробанком — 273,7 тонны (производство золота в указанном году составило 314,4 т, в золотой запас было направлено 87% произведенного металла). Однако уже в 2019 году Центробанк снизил закупки золота до 158,6 т (производство золота в 2019 году составило 368,0 т; в золотой запас было направлено 43% произведенного металла).
В первом квартале 2020 года Центробанк закупал золото, но в ещё более скромных объёмах, чем в прошлом году, — 28 тонн. А с 1 апреля нынешнего года закупки золота для пополнения международных резервов прекратились полностью. Более чем странно на фоне растущих цен на желтый металл. Если в прошлом году они росли плавно (за год — на 15,4%; к концу 2019 года достигли 1480 долларов за тройскую унцию), то в этом году рост стал стремительным. Несколько дней назад была пробита планка в 2000 долларов за унцию, за семь месяцев металл подорожал на 35%! До конца года может быть достигнута цена в 2500 долларов. В следующем году, уверены почти все эксперты, цена пробьет планку в 3000 долларов.
До недавнего времени экспорт золота из страны мог осуществляться лишь банками, которые покупали металл у добытчиков. Особенно здесь следует выделить такие кредитные организации, как ВТБ и Сбербанк. В апреле 2020 года было опубликовано постановление правительства, дающее право золотодобывающим компаниям России напрямую вывозить драгоценный металл за рубеж, для чего им стали выдавать генеральные лицензии на экспорт.
Внятных объяснений подобного рода новациям не было сделано. Позднее появились неофициальные комментарии «независимых» экспертов: мол, такие меры были продиктованы резким падением валютной выручки от экспортных поставок нефти и особенно природного газа. И экспорт золота, мол, должен хотя бы частично компенсировать эти потери. Но золото — не нефть или природный газ, которые сжигаются и бесследно исчезают. Золото — металл, который накапливается и постоянно дорожает. Причем золото, в первую очередь, даже не металл, а мировые деньги. А значимость монетарного золота резко возрастает сегодня на фоне неизбежного краха доллара и других ключевых валют. Об этом сегодня уже откровенно заявляет Голдман Сакс, который рекомендует своим клиентам перекладываться из доллара США в желтый металл.
Теперь посмотрим, как выглядит экспорт золота из России. В 2018 году на экспорт была направлена минимальная за всю истории Российской Федерации доля добытого золота — 5%. В прошлом году — уже треть. А за пять месяцев 2020 года за рубеж отправили 96,5 тонны на 5,1 млрд. долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт золота вырос в 8 раз в натуральном выражении и в 10 раз — в стоимостном. За январь-май нынешнего года экспортные поставки золота по отношению к объему добытого за эти же пять месяцев драгоценного металла составили 92,5%. Почти все добываемое в стране золото, дорожающее буквально на глазах, стало вывозиться за рубеж!
В поставки золота за рубеж включились «Полюс-Золото», «Полиметалл», «Петропавловск» и другие добытчики. Но банковский канал поставок за рубеж также сохраняется. В июне продажи банком ВТБ составили 9,3 т, Совкомбанком — 1,1 т. Продажи золота банки компенсируют новыми закупками у добытчиков. Так, в июне Сбербанк закупил 5 тонн драгметалла, Газпромбанк — 3,5 т банк «Открытие» — 2,2 тонны. На середину текущего года запасы желтого металла у российских банков были равны 80,5 т.
А куда же конкретно идет российское золото? Почти исключительно в Лондон. Поставки золота в Великобританию в прошлом году составили в стоимостном выражении 5 миллиардов 740,5 миллиона долларов. Между прочим, это в 12 раз больше, чем в 2018 году. На Великобританию в прошлом году пришлось 93% всего российского экспорта золота. Попутно отмечу, что наращивались поставки в Лондон и других драгоценных металлов. Экспорт платины вырос за указанный период в два раза (до 936 миллионов долларов) и серебра в 2,5 раза (до 100 миллионов долларов). В этом году, судя по косвенным данным, почти все вывозимое из России золото также направляется на Туманный Альбион (точных цифр пока нет).
Официальные российские источники не сообщают, кто является покупателем нашего золота в Англии. Некоторые эксперты утверждают, что, мол, Великобритания — транзитная страна, и российское золото далее будет перенаправляться в другие страны. Сомнительное утверждение.
В мире есть два крупнейших импортера золота — Великобритания и Швейцария. По данным Всемирного совет по золоту, в 2019 году импорт золота Великобританией составил 70,8 млрд. долл., Швейцарией — 60,7 млрд. долл. Но в тот же самый год экспорт золота Швейцарией оказался равным 62,2 млрд. долл., а Великобританией — 23,3 млрд. долл. Получается, что Швейцария является классическим ре-экспортером, транзитной территорией. А вот в Великобритании примерно 2/3 импортируемого золота оседает в этой стране.
Думаю, что значительная часть российского золота, поступающего в Туманный Альбион, там и остается. В некоторых российских и зарубежных СМИ рассматривается версия, что покупателями российского золота в Лондоне являются граждане российского происхождения. Те, которые уже обзавелись британскими паспортами (или видом на жительство), или же планируют их приобрести. Алгоритм действий таких «русских» один и тот же: сначала в «страну обетованную» вывозятся дети и другие члены семьи, также деньги. Далее деньги конвертируются в недвижимость и другие активы (ценные бумаги, антиквариат). А уже на завершающей стадии в «страну обетованную» прибывает такой «русский», который считает себя уже «англичанином». Не вдаваясь в детали, отмечу, что сегодня «русские англичане» свои деньги стали в большем объеме направлять в такую «вечную ценность», как золото. Об этом пишут английские СМИ, впрочем, никаких точных цифр не называется.
Неожиданно выяснилось, что золото из России поставляется также по «теневым» каналам. Трудно сказать, можно ли это назвать контрабандой, но в статистику экспорта такие поставки точно не попадают. Уже зафиксировано несколько случаев вывоза драгоценного металла физическими лицами. Причем даже не спецбортами, а обычными рейсовыми самолетами, направляющимися в британский аэропорт Хитроу.
Особенно нашумевшим был случай, происшедший в аэропорту Шереметьево 26 марта. Кстати, комментаторы обратили внимание, что история приключилась на следующий день после того, когда президент России обратился к гражданам страны по поводу пандемии коронавируса и, между прочим, заявил о 15%-ом налоге на дивиденды, выводимые за рубеж.
Наглядной иллюстрацией истории стал попавший в СМИ фотоснимок из Шереметьево: расколотый пластиковый чемоданчик с вывалившимися из него слитками золота. Как вскоре выяснилось, пара «кирпичей» общим весом 25,5 кг и стоимостью почти в 58 млн. рублей — лишь часть груза, который должен быть помещен в контейнер, а контейнер занять место в грузовом отсеке самолета. Всего же, согласно налоговой декларации, таких чемоданчиков со слитками было 40. Общий вес партии золота составил 1.023,75 кг, стоимость в первом приближении — 2,32 млрд. руб.
Груз был опломбирован и отправлен рейсом SU2580 из Москвы в Лондон ОАО «Красноярским заводом цветных металлов им. В.Н. Гулидова». В пресс-службе завода сообщили, что золото принадлежит не им, а владеет грузом некий «держатель сырья — недропользователь». Раскрывать имя клиента, заказавшего золотые «кирпичи» у завода, не стали, сославшись на коммерческую тайну. Итак, об этой тайной поставке золота узнали совершенно случайно. Сколько таких грузов прошло через Шереметьево, никто не знает. Но очевидно, что груз, «засветившийся» 26 марта, наверняка не единственный. Я уже не говорю о том, что помимо Шереметьево имеются и иные каналы вывода золота из страны.
Такая активизация сигнализирует о том, что кто-то готовится к бегству с «корабля». Только они наивно думают, что, сбежав на эти самые острова, они смогут воспользоваться этим активом. Власти Великобритании сейчас ужесточают контроль над «беглецами» из России. В том числе, требуя подробного обоснования законности происхождения имущества — прежде всего, недвижимости.
В последнее время ужесточился также контроль за законностью происхождения средств, размещенных на банковских счетах. (согласно закону «О криминальных финансах», вступившему в силу с 2018 года). Осенью прошлого года по решению Лондонского суда в Великобритании был наложен арест на активы Игоря Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова на 2,6 млрд. долл. Они, правда, с Украины. Но для властей Великобритании особой разницы между Украиной и Россией нет. Такие же аресты или даже конфискации могут распространиться и на золото из России.
P.S. Для того, чтобы лучше была понятна природа нынешнего золотого «исхода» из страны, приведу очень яркий пример из нашей истории. Он относится ко времени Второй мировой войны и взят из документа советского времени — «Внешняя торговля Союза ССР за период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1945 г. Статистический справочник по данным оперативного учета». Справочник подготовлен Министерством внешней торговли СССР и датирован 1946 годом. Справочник имел гриф «секретно», и недавно был рассекречен.
В этом источнике называется объём экспорта золота из СССР за период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1945 года. Он составил… 21 килограмм 629 граммов. Причём эта продажа была произведена только в 1945 году. В стоимостном выражении это всего 128,9 тыс. рублей, ничтожная доля по отношению к стоимости советского экспорта за указанный период. Это меньше, чем те два слитка, которые случайно выпали из пластикового чемоданчика в Шереметьево 26 марта.
Мы одержали победу в тяжелейшей войне, не продавая золото. Мы победили, поддерживая и наращивая добычу драгоценного металла и постоянно накапливая государственный золотой запас (к концу войны он превысил 2000 тонн). Такая политика диктовалась в первую очередь соображениями военной и экономической безопасности. А сегодня все происходит наоборот. Выводим из страны золото и подрываем национальную безопасность.