Высшая школа экономики (ВШЭ) подсчитала, что покупательная способность россиян рухнула до десятилетнего минимума. Не радует и Росстат: во втором квартале 2020 года падение реальных располагаемых доходов (то есть за вычетом обязательных платежей) оказалось рекордным даже не за десять, а за двадцать лет — аж на 8%.
Причем, что самое страшное, россияне уже привыкли к постоянному уменьшению реальных доходов. То есть адаптировались к бедности и даже не ропщут, считая экономическую политику «партии и правительства» провальной или просто неверной.
К такому выводу можно прийти, изучив последнее исследование ВЦИОМ. По его подсчетам, более 60% граждан называют нынешнее экономическое состояние в стране «средним» или даже «хорошим».
«СП»: — Недавно Финансовый университет при правительстве России объявил, что в будущем году реальные доходы населения вырастут на 0,5%. Казалось бы, немного, но ведь много лет доходы падали.
— Размер и динамика заработной платы выступают как следствие разнообразных экономических процессов, с одной стороны. С другой — и как причина многих из них. Возможности увеличения заработков, прежде всего, зависят состояния экономики, производительности труда, уровня занятости, политики государства по оплате труда в бюджетном секторе и пр., — говорит главный аналитик финансовой компании «ТелеТрейд» Марк Гойхман.
«СП»: — Ну, положа руку на сердце, вы сами-то как опытный экономист верите, что россияне будут зарабатывать больше?
— Повышение реальных зарплат — вполне нормальная тенденция, не являющаяся чем-то исключительно оптимистичным. Кстати, реальная зарплата — это номинальная, скорректированная на уровень инфляции.
В прошлом году этот показатель составил 4,8%, по данным Росстата. В первом полугодии 2020 года темп роста замедлился до 2,9% по отношению к тому же периоду прошлого года. Причём негатив ожидаемо проявился во втором квартале, когда показатель остался на прежнем уровне. Весь рост пришёлся на первый квартал, до карантинных мероприятий. В январе-марте он был 6,2%.
Можно доверять или не доверять Росстату, учитывая, что по его же данным, ВВП в первом полугодии сократился на 3,6%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — на 3,7%.
Но по методологии Росстата, прогнозируемый в 2021 году рост реальных зарплат составит 3,5−4%
«СП»: — И каким образом это возможно, учитывая падение всех основных макроэкономических показателей в стране?!
— Учитывая, что показатель замедлился в текущем году, вполне возможна «догоняющая» динамика. А ведь она, тем не менее, будет ниже, чем в «доковидном» 2019 году, что как раз-таки вполне оправданно.
Кстати, повышение зарплат по этому критерию уже учитывает рост цен, то есть, здесь практически нет инфляционного фактора. Но в случае, если прогноз оправдается, ситуация будет позитивной.
«СП»: — Но ведь стоит учитывать, что на снижение реальных доходов населения и в предыдущие годы ощутимо влиял вовсе не рост зарплат, а, скажем, снижение предпринимательской активности.
— Вы правы. Зарплаты — основная часть доходов населения, но далеко не единственная. Помимо неё, к доходам относятся, например, пенсии, стипендии, пособия, соцвыплаты, доходы от собственности, от предпринимательства и пр.
Оплата труда занимает в этой структуре 65,3%, это почти две трети суммарных доходов людей во втором квартале 2020 года, по данным Росстата. И это, кстати, на 4,7 процентных пункта больше, чем год назад.
Дело в том, что снижается доля поступлений от собственности и предпринимательских доходов. Такая тенденция, вероятно, сохранится на ближайшие месяцы. Поэтому повышение реальной зарплаты способно в следующем году лишь немного приостановить падение реальных доходов населения, которое в 2020 году может составить 4−5%.
Рассуждая о повышении реальных доходов населения, многие эксперты забывают, что правительство намерено добиться этого еще и за счет «обеления» той части доходов, которые сегодня находятся в тени, говорит директор ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» Дмитрий Протасовский.
— Надо принять тот факт, что у руля правительства сейчас один из главных в стране экспертов фискальных органов Михаил Мишустин. Как его многие, и видимо заслуженно, называют гуру или гением по автоматизации сборов с юридических и физических налогов в пользу казны. И мы понимаем, что в то время, когда количество денег с каждым днем в обороте страны уменьшается, задача ему и его доверенным людям поставлена по повышению собираемости налогов и наведению порядка там, куда до этого не ступала нога налогового инспектора.
«СП»: — С одной стороны, конечно, навести порядок с «теневыми» доходами надо. Но как при этом с водою не выплеснуть и ребенка, оставив людей без средств к существованию?
— Вы правы, по-разному можно относиться к этой деятельности, особенно сейчас. С одной стороны, порядок навести в хозяйстве давно пора. Так как в той мутной воде, которую развели в управлении госбюджетами в последние годы ничего, кроме проблем, для страны нет. Но с другой стороны, времена нынче наступают непростые, и перегибы со стороны налоговой и банковской сферы в работе с малым и средним бизнесом и населением могут аукнуться чуть позже не по сценарию.
«СП»: — Что вы имеете в виду? Уж вряд ли повторятся акции протеста, как после пенсионной реформы 2018 года.
— Бизнесу и людям, которых насильно закрыли дома, кто потерял доходы, кто истратил свои резервы, адекватной компенсации со стороны экономических властей страны не последовало. Поэтому все и так сейчас живут или, лучше сказать, выживают на пределе возможностей.
Оттого любые чрезмерные проверки и угрозы со стороны властей, пусть даже обоснованные, в рамках текущего законодательства, будут восприниматься в штыки. Как посягательство на личные свободы и прочее.
И для власти очень важный момент — найти ту золотую середину, которая позволит фискалам качественно выполнять свою работу, но при этом не взорвать десятки миллионов активного населения в стране.
Не надо забывать, что наш культурный код предполагает жить в большей части по совести, зачастую игнорируя законы (которые, по мнению масс, могут быть несправедливы или не соответствовать моменту). И тут требуется ювелирная настройка всей системы.