Владимир Путин назвал хамством отказ иностранных государств поставлять в Россию композитных материалов для самолета МС-21. Это делается, чтобы затормозить реализацию проекта, заявил глава государства 23 сентября, на встрече с работниками атомной отрасли.
«Ничего не имеет общего с оборонным комплексом наш новый среднемагистральный самолет МС-21. Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил», — сказал Путин.
По его мнению, это сделано, чтобы «самолетостроители вышли попозже с этим продуктом», «а они уже к этому времени предполагают занять эти ниши». Президент не уточнил, из какой страны были прекращены поставки.
Напомним: проблемы с поставками композитов из США и Японии — из них планировалось изготавливать «черное крыло» МС-21, — появились в сентябре 2018 года. США тогда ввели санкции в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП „Технология“ имени Ромашина» (входит в «Ростех»).
В авиационной промышленности в тот момент прорабатывались два сценария: «умеренно негативный» и «негативный». В первом случае программа производства крыльев для МС-21 сдвигалась на девять месяцев-год — при условии успешных испытаний отечественных композитов. Во втором — на полтора-два года, в случае необходимости перепроектирования силовой конструкции крыла.
События, видимо, развиваются по первому варианту. В феврале 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что сдвиг серийного производства МС-21 составит именно год. Позже вице-премьер Юрий Борисов уточнил: успешно разработаны российские образцы частей центроплана и кессона крыла из композитов.
Вместе с тем, эксперты считают: с 2021 года можно будет начать поставку заказчикам МС-21 с «импортозамещенным» крылом и оперением, но оснащенных рядом зарубежных самолетных систем, на которые ограничительные меры пока не распространяются. Эти импортные комплектующие закуплены впрок (ОАК выделает на эти цели 35 млрд. рублей), поскольку заменить их отечественными изделиями можно будет только через несколько лет.
Заметим, МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.
Как ожидается, МС-21 с российским двигателем ПД-14 все-таки совершит первый полет до конца 2020 года — об этом докладывал Путину глава ОАК Юрий Слюсарь.
Как в реальности выглядят перспективы МС-21?
— Полностью заменить зарубежные системы МС-21 на отечественные вряд ли удастся, — считает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР. — У нас загублено гражданское самолетостроение: кадры разогнаны, авиазаводы закрыты. Поэтому сейчас перейти на полностью отечественную авиационную технику, я считаю, просто нет шансов.
Показательна история с созданием легкого многоцелевого самолета взамен Ан-2, который был запущен в серию еще в 1949 году. В январе 2020-го Путин поручил правительству продумать запуск серийного производства самолета «Байкал». Так вот, «Байкал» — все тот же модернизированный Ан-2, разработанный и построенный в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени Чаплыгина.
Работы велись по заданию Минпромторга в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002−2010 годы и на период до 2015 года».
«Байкал» демонстрировался на МАКС-2017, планировалось начать его серийное производство в Улан-Удэ. Однако в 2019 году стало очевидным, что Минпромторг, несмотря на потраченное время и бюджетные деньги, отказался от серийного производства самолета. Причина — в использовании тех же композитов, и в применении импортного турбовинтового двигателя Honeywell.
Я считаю, это яркая иллюстрация того, что творится в российском авиапроме.
На МС-21 мы, авиаторы, возлагаем большие надежды. По идее, он должен занять нишу Ан-24, который в СССР обеспечивал треть пассажирооборота. МС-21 — действительно великолепный самолет. Американцы поняли, что это реальный конкурент «Боингу» — и приняли меры, чтобы удушить российский лайнер.
«СП»: — Путин справедливо назвал хамством отказ США и Японии поставлять нам композиты?
— Я разделяю мнение президента. Но задумайтесь: что будет, если «Боинг» сделает следующий шаг — в рамках антироссийских санкций прекратит обслуживание самолетов, которые летают в России, и прекратит поставку нам запчастей?
Как мы тогда будем перемещаться по стране? В мире больше нет ни одной страны с такой огромной территорией. Причем, значительная часть территории — труднодоступные районы, куда не проложены автомобильные и железные дороги. Гражданская авиация в такой ситуации — крайне важный элемент экономики.
Если «Боинг» прекратит поставлять запчасти — какие слова придется подбирать Путину для оценки этих действий?!
«СП»: — Будет ли выдержан заявленный график запуска МС-21 в серию?
— Думаю, мы выйдем из трудного положения: государство оказывает проекту значительную поддержку. Все же МС-21 — наша последняя надежда в гражданском самолетостроении, которую американцы пытаются убить.
Рискну предположить, что тема МС-21 была поднята Путиным на совещании с атомщиками не случайно. Возможно, к работе над композитными материалами будет привлечен Минатом. Это серьезная организация, где еще остались квалифицированные инженеры, конструкторы и ученые. Думаю, у них имеются, в том числе, наработки по композитам.
Но этого мало: в МС-21 есть зарубежные системы и комплектующие — как электронная аппаратура, так и механические узлы. Подобрать им на замену из числа отечественных изделий — крайне проблематично.
«СП»: — Как получилось, что наш авиапром оказался в таком плачевном виде?
— Руководство РФ в свое время пошло на развал заводов, производивших комплектующие для отечественных гражданских самолетов. А также на торпедирование новых перспективных разработок.
Возьмите тот же Sukhoi Superjet 100 — проект победил на государственном конкурсе на разработку регионального самолета в 2003 году. Его конкурентами были туполевский Ту-414 и М-60−70 машиностроительного завода имени Мясищева. SSJ 100 победил, поскольку Михаил Погосян, в то время руководитель «Сухого», пообещал сделать лайнер на деньги, получаемые от экспорта военной авиационной техники марки «Су». Но этого не случилось — обязательства были сорваны.
В результате Ту-324, Ту-334 и Ту-414, которые уже имели сертификаты летной годности, в серию не пошли. А на «Суперджет» из госбюджета были истрачены астрономические 4,85 млрд. рублей.
Хотя на базе того же Ту-334 можно создать новый региональный самолет с посадкой на грунтовые аэродромы, полностью из отечественных комплектующих. Добавлю, что на деньги, истраченные на «Супеджет», можно было бы произвести за это время сотни Ту-334 — и горя сейчас не знать.