РИА «Рейтинг» опубликовал очередной рейтинг зарплат в крупнейших российских городах. Как всегда, на первом месте Москва, где среднестатистический горожанин в месяц якобы зарабатывает 103 тысячи рублей (год назад эта цифра равнялась 97 тысячам рублей).
В первой десятке рейтинга также Санкт-Петербург, дальневосточные города (Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский) и «нефтяные» города Крайнего Севера (Салехард, Сургут, Ханты-Мансийск, Тюмень).
В каждом из них средние зарплаты, если верить РИА «Рейтинг», выросли значительно: например, в Южно-Сахалинске и Салехарде стали зарабатывать на 7 тысяч рублей больше, а в Магадане — на 6,5 тысячи. В то же время, скажем, в Санкт-Петербурге рост средней зарплаты составил всего 2,7 тысячи рублей.
Естественно, поверить в подобные цифры очень сложно. Многих такие данные сильно развеселили. Хотя ситуация и невеселая. Ведь на фоне коронакризиса средние зарплаты во многих отраслях падали, как и средние душевые доходы населения в целом. Да и что такое средняя зарплата? В Москве топ-менеджеры получают миллионные зарплаты, их подчиненные в сотни раз меньше, а в среднем получаются те самые сто тысяч.
О том, что на самом деле происходит сегодня с зарплатами россиян, «Свободна пресса» поговорила с ведущим юристом юридического центра «Парфенон» Павлом Уткиным.
«СП»: — Рейтинг зарплат в крупных городах пользователи соцсетей, конечно, разнесли в пух и прах. Москвичам, например, сложно поверить, будто зарабатывают они в среднем 100 тысяч рублей, а питерцам — что на треть меньше.
— К сожалению, я вынужден согласиться с мнением граждан по поводу завышенных показателей. Об этом свидетельствует и недавнее исследование, проведенное сервисом «Работа.ру», которое показало, что каждый десятый работающий россиянин перешел на «серую» зарплату из-за пандемии.
Результаты исследования, в котором приняли участие более 4,3 тысяч респондентов, выглядят более показательными, нежели рейтинг РИА. Они означают только одно — наши граждане стали беднее.
«СП»: — Но насколько упали зарплаты? Или насколько, скажем, ушли в «серую» зону?
— Ситуация очень сложная. Коронакризис наложил отпечаток на бизнес, который также сильно пострадал и всеми способами теперь стремится минимизировать затраты, в том числе и за счет налоговых платежей. Все чаще стали встречаться предложения о работе, в которых сотрудников предлагают оформлять не по трудовой книжке, а по договору гражданско-правого характера (ГПХ).
Само по себе любое официальное оформление отношений — это хорошо, но договор ГПХ регулируется нормами Гражданского кодекса, а не Трудового, к тому же он может быть заключен на любых условиях, которые устраивают обе стороны при подписании. Например, никаких гарантий и дополнительных выплат в случае стандартного сокращения штатов
«СП»: — Думаете, работодатели будут и дальше выдавливать сотрудников в «серую» зону, чтобы минимизировать издержки?
— Это вопрос, на который нельзя сейчас ответить однозначно. На мой взгляд, на законодательном уровне у нас сделано многое, чтобы работодателям было невыгодно действовать по «серой» или «черной» схеме (высокие штрафы и уголовное наказание за неуплату налогов). Однако, такие случаи были, есть и будут, ведь по сути это схема ухода от налогов именно за счет самого работника.
На бумаге эта схема говорит лишь о том, что штат компании состоит в основном из невысокооплачиваемых сотрудников, а ведь это не противозаконно, хотя и может наводить на некоторые подозрения. Тут скорее вопрос к сознательности самих граждан, к их пониманию всех рисков данной ситуации.
«СП»: — Главный риск — это отсутствие будущей пенсии, верно?
— Не только. В случае, если вам не доплатят, вы сможете претендовать только на белую часть, которая официально прописана в договоре и сделать здесь совершенно ничего нельзя, поскольку доказать устные договоренности в суде невозможно, а свидетельские показания, касающиеся передачи денежных средств, судами не учитываются.
Таким образом, выходит, что работник получает серую зарплату исключительно на свой собственный страх и риск. Отдельно стоит отметить, что ни порядок получения, ни ее размер, ни сроки ее выплаты не регулируются законом и не прописаны в трудовом договоре.
Вы правы в том, что «серые» зарплаты уменьшают базу для начисления пенсии. К сожалению, в текущей ситуации, скорее всего, это мало кого заботит.
«СП»: — Ну, государство само многое для этого сделало, постоянными реформами пенсионной системы окончательно убив веру в ее эффективность.
— Не только постоянные реформы пенсионной системы, включая и повышение пенсионного возраста, но и нынешняя ситуация неопределенности со «второй волной» коронавируса — все это делает получение зарплаты «здесь и сейчас» гораздо более важным, чем получение пенсии «когда-то потом».
Однако как раз в связи с вероятностью «второй волны» особо остро стоит вопрос «серых» зарплат. И в данной ситуации стоит помнить, что за выплату «серой» зарплаты предусмотрена ответственность, как для работодателя, так и для самого работника.
Важно понимать, что серая зарплата — это уголовное преступление!
Более того, для самого работника получение такого дохода, который не регулируется законом, грозит также и серьезными дополнительными рисками, такими как низкооплачиваемые больничные и выходные пособия (будут рассчитаны именно на основании официального дохода), а также небольшие отпускные (по той же причине) и упомянутая ранее будущая пенсия, которая также рассчитывается на основании белой зарплаты.
Важно и то, что в сложной ситуации пандемии, если сотруднику с неофициальными доходами может понадобиться ипотечный или автомобильный кредит, он, вероятнее всего, столкнется с отказом со стороны банка, так как не сможет продемонстрировать банку свои официальные доходы и доказать платежеспособность.
«СП»: — Люди ведь не от хорошей жизни соглашаются на «серые» зарплаты, верно? Но все же, что бы вы могли как юрист посоветовать тем, кого вынуждают уходить в «серую» зону?
— Ну а что можно посоветовать в данной ситуации? Только одно — искать работу, где все выплаты: зарплата, премии