Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Кремль жадность не подведет: Российский бизнес свое получил и хватит

Недостаточные меры поддержки экономики РФ аукнулись проблемами

7127
Материал комментируют:

Кремль не видит необходимости в новых мерах поддержки бизнеса на фоне пандемии COVID-19. Об этом 7 октября заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Он уточнил, что помощь, о которой правительство объявило весной, была оказана на фоне остановки экономики. «В настоящий момент экономика функционирует, все отрасли работают, поэтому ситуация иная», — сказал Песков

«Малый и средний бизнес получил достаточно серьезную поддержку во время этого кризиса», — сказал представитель Кремля. «Говорить о том, что в целом правительство занималось какой-то вертолетной, как это говорят, поддержкой или раздавало „вертолетные деньги“, не приходится. Поддержка в целом была точечной», — указал он.

Напомним, на фоне пандемии коронавируса в России был принят ряд законов, которые направлены на поддержку экономики и населения. В частности, была приостановлена до конца года проверка организаций малого и среднего бизнеса, а представителей наиболее пострадавших отраслей освободили от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года.

Читайте также
Геннадий Зюганов: Путин услышал КПРФ Лидеры фракций и президент сошлись в том, что стране нужна сплоченность

23 сентября правительство утвердило «Общенациональный план действий» на 2020−2021 годы по восстановлению экономики — он разрабатывался Белым домом по поручению Владимира Путина. План в заключительной версии стоит 6,4 трлн. рублей, и с точки зрения финансирования более чем наполовину исполнен.

Основная идея плана из более 500 мероприятий до конца 2021 года — выход на рост в 3% ВВП через цифровизацию среды госуправления и взаимодействие с бизнесом, массовое дерегулирование, дорожные инвестиции и точечные субсидии.

Первый этап, уже реализованный, предполагает остановку спада ВВП во втором квартале 2020 года, восстановление к докризисным оборотам обработки, розницы, услуг. Второй этап — с октября 2020 года по июнь 2021 года — стабилизация и снижение безработицы, возвращение квартальной динамики ненефтегазового ВВП и реальных доходов населения на уровень не ниже чем в 2019 году. Третий этап — выход на плановую (национальные цели) траекторию роста ВВП, не менее 3% год к году, безработица ниже 5%, устойчивый рост доходов домохозяйств.

На первый взгляд, выглядит неплохо. Но если сравнивать с США и ЕС, российские меры поддержки экономики — чисто гомеопатические. Напомним, еще в марте Сенат США одобрил антикризисный пакет мер стоимостью $2 трлн. Он предусматривал выплату физическим лицам фиксированной суммы в $1200. Супружеские пары, подающие совместную заявку, получали $2400, семьи с детьми — по $500 на каждого ребенка, безработные — по $1000 в месяц.

В Америке около $500 млрд. было выделено на кредиты и помощь компаниям, пострадавшим от пандемии. Сумма на кредиты конкретно малому бизнесу составила $350 млрд. — при условии, что предприятия не будут сокращать своих работников.

А теперь вернемся к России. По экспертным оценкам, до коронавирусного кризиса в сфере малого и среднего бизнеса было занято 15 млн. человек, которые производили 1/5 ВВП РФ. При этом объем долговой нагрузки в секторе составлял около 5 трлн. рублей. До половины этих кредитов, по оценкам, в период пандемии потребовали реструктуризации или кредитных каникул. Только на решение этой проблемы требовалось 7−10 трлн. рублей — больше, чем кабмин выделил на весь антикризисный план.

Читайте также

На этом фоне слова Пескова о «серьезной поддержке» малого бизнеса выглядят как минимум странно. Что стоит за заявлением Кремля, помогли бы новые меры поддержки встать экономике РФ на ноги?

— Если бы не меры поддержки, экономика РФ провалилось не на 8% по итогам второго квартала, а на 10−12%, — отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — И в годовом выражении было бы падение не 3,9% ВВП, как прогнозирует Мипнэкономразвития, а 6,3%. Замечу, в ситуации повторной коронавирусной атаки официальный прогноз не актуален — скорее всего, падение в 2020 году составит 4−5% ВВП.

Этому противопоставлен правительственный план на 6,4 трлн. рублей. Причем, из этой суммы уже потратили более 4 трлн. — так что на антикризисные меры остается не так много. Приходится еще активно занимать: чтобы закрыть дефицит бюджета в размере 4,4% ВВП, до конца года необходимо изыскать еще около 3 трлн. рублей — изъять эти деньги из экономики, и тем самым сократить потенциал ее роста.

«СП»: — Песков говорит, что меры поддержки достаточны. С этим можно согласиться?

— Вопрос философский. Можно, конечно, говорить, что не требуется новых мер — и отчасти согласиться с Песковым. Но только с оговоркой: давайте разберемся со старыми мерами. Давайте проанализируем, как эти меры сработали, насколько они оказались доступными и востребованиями.

В реальности, проблема не в том, добавлять ли новые меры поддержки. Вопрос стоит о продлении некоторых прежних мер. И нужно решить: какие именно меры мы сворачиваем, а какие продляем.

Читайте также
Работающим старикам вернут индексацию, но дадут ли работать? Правительство даст нищенскую подачку, чтобы освободить от пенсионеров рынок труда

Сейчас в этом определенности нет. Скажем, продлили до января 2012 года — на три месяца — мораторий на возбуждение дел о банкротстве. А теперь получается, что за это время надо успеть принять поправки в законодательство, которые регулируют процедуры реабилитации компаний. Чтобы, грубо говоря, было так: в ходе банкротства меняется собственник, а само предприятие не закрывается, и сотрудники остаются на рабочих местах.

По признанию Минэкономразвития — это настоящая сверхзадача. Но на пути ее решения чисто объективные трудности: Госдума перегружена, и успеют ли парламентарии принять необходимые законы — вопрос открытый. Между тем, эти поправки могли бы существенно улучшить деловую активность.

Плюс многое неясно с налогами: завершатся ли отсрочки по уплате налогов и недоимок до конца текущего года, или частично уйдут на 2021 год? А ведь это — чрезвычайно важный момент. Если у предприятия есть налоговые недоимки, его счета могут арестовать, и такое предприятие не сможет получить кредит — даже под оборотные средства.

«СП»: — Всемирный банк выпустил доклад о влиянии пандемии на малые и средние предприятия. В нем он указывает на риски долговой политики РФ по наращиванию госзаймов для финансирования дефицита бюджета — в частности, ради поддержки малого бизнеса. Опасения аналитиков ВБ связаны с финансовыми ограничениями для такой поддержки в долгосрочной перспективе. ВБ говорит о целесообразности точечной поддержки лишь тех МСП, которые способны обеспечить восстановление экономики. Получается, ВБ считает спорной щедрость поддержки Россией малого бизнеса в кризис?

— Аналитиков ВБ многие неправильно поняли. Они не против поддержки МСП, они за то, чтобы помощь была адресной. А у нас сегодня правительство поддерживает фактически все МСП. В том числе, абсолютно неэффективные предприятия, которые после коронавируса вернутся на рынок со своей низкой производительностью и эффективностью. ВБ как бы говорит нам: ребята, вы разберитесь, кого вы поддерживаете — как раз адресность является трендом в мировых антикризисных мерах.

Читайте также
Власть обманула: Врачам так и не заплатили за спасение россиян от коронавируса По всей стране проходят акции «Заплати за COVID», но представители здравоохранения денег не видят

Но для нас, я считаю, все-таки важнее разобраться: какие меры поддержки сработали и дали исчерпывающий эффект, какие только начинают работать, а какие вообще никак не коснулись бизнеса — потому что есть и такие.

Многие предприятия обратились за мерами поддержки — и им отказали. По опросу клиентов из сферы малого и среднего бизнеса, проведенного банком «Открытие», воспользоваться мерами поддержки смогли только 25% респондентов. При этом отказ получили 33% обратившихся.

Я бы сейчас провел жесткий и нелицеприятный аудит: что сработало, какой эффект получил бизнес, и какая цена получилась у бюджета. Минфин, например, сейчас твердит: в 2021 году из-за снижения с 30% до 15% страховых взносов для малого бизнеса выпадающие доходы составят 590 млрд. рублей. Нужно чем-то это компенсировать, уверяет Минфин, — и натягивает налоги: НДПИ, акцизы на сигареты. Надо ли это делать — никто толком не считал.

Или еще момент, который целиком зависит от правительства: ЦБ необходимо решить, когда сворачиваются регулятивные послабления по обязательным резервам для банков. Это тоже очень важно: ведь сейчас предприятия берут льготные кредиты под 2% годовых для выплат зарплат сотрудникам.

«СП»: — Как все перечисленное влияет на экономику?

— Названные факторы тормозят рост деловой активности. По идее, кабмин должен действовать энергично, но он предпочитает запоздало реагировать на ситуацию. Именно в результате такого подхода, повторюсь, мы получим спад в 4−5% ВВП по итогам года.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня