Кажется, раскрыта тайна жесткого противостояния Литвы строительству, а теперь и вводу в строй Белорусской АЭС, намеченному на 7 ноября.
На днях в Таллине в ходе саммита «Инициативы трех морей», объединяющей 12 стран Евросоюза, имеющих выход к Балтийскому, Адриатическому и Черному морям, США и Польша заключили соглашение о сотрудничестве в области ядерной энергетики, которое предусматривает сооружение шести энергоблоков в течение 20 лет.
Вот вам и атомный аналог борьбы США, стран Балтии и Польши с «Северным потоком-2». В газовой сфере американские компании давно борются с «Газпромом» и получают активную поддержку Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина, а в ядерной, как теперь стало ясно, — то же самое, идет борьба с «Росатомом». И США получают ту же поддержку.
Противостояние Литвы с Белорусской АЭС, которую Вильнюс объявил небезопасной, несмотря на все заверения МАГАТЭ, «Росатома» и Минска, и уговаривает страны ЕС отказаться от ее электроэнергии — это, надо полагать, просто проявление конкурентной борьбы на европейском пространстве, которую ведут американские энергетические компании с российскими.
Не секрет, что Литва, как и Польша, да и Латвия с Эстонией «плывут» в фарватере интересов Америки, и именно они, но в первую очередь Польша, сразу поддержали просьбу Литвы отказаться от электроэнергии атомной станции, которая построена у города Островца в 50 километрах от Вильнюса.
Противостояние абсолютно схоже с тем, которое сложилось в газовой сфере. Российский газ по трубе дешевле сжиженного, доставляемого из-за океана. Не будут же немцы себе во вред развивать проект «Северный поток-2». А в проекте Белорусской АЭС, как говорится в документах «Росатома», а также и со слов специалистов России и Белоруссии, используются современные надежные технологии, удешевляющие производство электроэнергии.
В Вильнюсе же заявляют, будто технологии дешевые, потому что якобы ненадежные, а стало быть конкуренция со стороны «Росатома» нечестная. Ну и про природу, безопасность
Но пропагандистские акции не влияют на ход строительства, станция у Островца вот-вот будет введена в строй, и понятно, что заведомо составляет мощную конкуренцию любым другим атомным объектам в регионе, тем более, что они еще когда будут построены! Первый реактор по польско-американскому атомному соглашению планируют ввести в строй лишь в 2033 году.
Американцы, впрочем, и не скрывают своих геоэкономических амбиций. Буквально через несколько минут после подписания в Таллине договора с Польшей министр энергетики Дэн Бруйетт заявил: «Мы привержены работе с нашими союзниками по всему миру, чтобы помочь им с их энергетической безопасностью, энергетической независимостью, с развитием альтернативных источников энергии, с обеспечением конкуренции на их энергетических рынках. А в случае с Польшей мы помогаем снизить ее энергетическую зависимость от России».
Фраза идеально подходит не только к конкретному «атомному» случаю, но и к «газовому», а в целом отражает геэкономические устремления Вашингтона.
Об интересе США к возможному сотрудничеству с Польшей в атомной энергетике было известно еще два года назад, когда Вашингтон и Варшава подписали декларацию о сотрудничестве в сфере энергетической безопасности. А вскоре после этого министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский сообщил, что его страна готовится к строительству АЭС в Поморье и планирует ввести первый блок в строй к 2033 году. Главного партнера он тогда не назвал. И еще он говорил, что Польша ни за что не станет покупать электроэнергию с Белорусской АЭС. Но истинные масштабы замысла открылись только теперь, в Таллине.
А дальние планы зрели, похоже, давно. Недаром Польша еще в 2011 году вышла из проекта строительства новой АЭС в Литве вместо закрытой советской Игналинской АЭС, тоже якобы небезопасной и остановленной по требованию Еврокомиссии на стыке 2009−2010 г. г.
Литовцы и впрямь думали, будто им позволят построить новую атомную станцию. Похоже, маленькую балтийскую страну в тот момент просто «развели» крупные геополитические игроки: заставили остановить исключительно выгодный энергетической объект, безопасность которого после модернизации подтверждала МАГАТЭ, и оказали политическую поддержку новому.
Вильнюс при этом поддерживали Польша, Латвия и Эстония, но лишь политическими декларациями, раздувая амбиции Литвы. Ее элита решила, будто ей помогут финансово возвести такой дорогой объект. Но сначала «соскочила» Польша, у которой, оказались свои атомные планы, а потом — по экономическим соображениям — Латвия и Эстония. Литва не сумела доказать, что ее атомный проект выгоден. Да тут еще бетонные сооружения Белорусской АЭС стали вылезать из котлованов.
Но может быть, в реальности и не было у Литвы планов строить свою АЭС, и все происходившее вокруг несостоявшегося проекта было спектаклем? Поначалу Литва не отреагировала на проект Белорусской АЭС. В 2008-м, когда Минск с «Росатомом» выбрал площадка для строительства в 18 км от Островца, в 50 км от Вильнюса, премьер-министр Андрюс Кубилюс не выступал с критикой проекта. И даже подшучивал: мол, это пропагандистский проект, чтобы не дать построить литовскую АЭС, сорвать его реализацию.
Теперь это ему вменяют в вину, используя во внутренней политической борьбе. Лишь в 2010-м в Литве словно «спохватились», как будто поступила команда: министерство окружающей среды раскритиковало безопасность проекта, Кубилюс обвинил «Росатом» в незавершенности исследования воздействия будущей станции на окружающую среду. Ну и началась активная фаза борьбы с Белорусской АЭС, которая не привела к остановке проекта.
Ну и по датам: борьба с Белорусской АЭС началась в 2010-м, Польша вышла из проекта литовской станции в 2011-м. В 2012-м парламент Берлина выступил против польской атомной программы. Это тоже ни к чему не привело. Ну а Вильнюс вовсе не выступает против шести будущих атомных энергоблоков в соседней стране. Их построит Америка, а не Россия.