Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила повысить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для богатых и налог на прибыль. Об этом в заключении экспертов университета на проект бюджета на 2021−2023 годы.
ВШЭ предлагает повысить НДФЛ до 20−24% при доходе свыше 12−24 млн. рублей в год, а налог на прибыль — до 24−30% с установлением эффективного инвестиционного вычета.
По мнению аналитиков, повысить налоги на богатых позволяет возросший уровень налогового контроля, и сузившиеся возможности для вывода капиталов за рубеж.
«Представляется, что достигнутый уровень технологий налоговой службы и современная внешнеэкономическая ситуация существенно ограничивают возможности бегства национального капитала и вывода денег российскими юридическими и физическими лицами из российской юрисдикции. Это создает потенциал для более значительного повышения налогового бремени на неинвестируемые высокие личные доходы и на неинвестируемые свободные средства корпораций», — говорится в отзыве ВШЭ.
Минфин рассматривает пока только увеличение НДФЛ с 13% до 15% для тех, у кого доходы превышают 5 млн. рублей в год, сообщил РБК представитель ведомства. Такой законопроект ранее поручил разработать президент Владимир Путин, и Госдума приняла документ в первом чтении. Минфин предлагает распространить налог в 15% только на доходы, связанные с трудовой деятельностью. При этом нерегулярные доходы и средства от продажи личного имущества предлагается облагать обычными 13%. Предполагается, что от повышения ставки НДФЛ до 15% бюджет дополнительно получит 60 млрд. рублей. Эти деньги, по предложению Путина, будут направлены на лечение тяжелобольных детей.
Поднимут ли в России налоги для богатых?
— ВШЭ грамотно пиарит себя на актуальной теме, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Все помнят поручение Путина сделать порожек в 15% на ныне плоской шкале подоходного налога. Замечу, власти гордо называют шкалу с порожком прогрессивной шкалой налогообложения, хотя ничего общего с настоящей «прогрессивкой» она не имеет. В тех же США и странах Европы порогов на налоговой шкале очень много, и верхние пороги весьма высокие — во Франции они обозначаются цифрами 60−70%.
На этом фоне предложение Путина выглядит как издевка. Поэтому ВШЭ попыталась использовать скептическое отношение граждан к инициативе власти — предложила надстроить еще один-два порожка. Но сути это не меняет — шкала, предложенная ВШЭ, также не является классической шкалой прогрессивного налогообложения.
«СП»: — Минфин будет рассматривать возможность повысить НДФЛ до 20−24%?
— Нет. ВШЭ регулярно выступает с различными инициативами, прежде всего, в целях саморекламы. Но процент предложений, который учитывает Минфин и правительство — ничтожно низкий.
«СП»: — Можно ли согласиться с оценкой ВШЭ, что сейчас сузились возможности для вывода капиталов из России?
— Эта оценка противоречит статистике. Даже Банк России признает, что масштабы оттока капитала увеличились, по сравнению с первоначальными оценками, примерно в три раза. Думаю, с начала 2020 года по настоящий момент за рубеж ушло не меньше $60 млрд.
Если уж ВШЭ затронула тему бегства капитала — главный Клондайк находится не в России. За рубежом, по моим оценкам, саккумулированы активы в размене $3 трлн. — и эти активы находятся вне зрения и Минфина, и налоговой службы.
В направлении возвращения этих денег, я считаю, и надо работать. Надо брать пример с американцев — в США еще в начале 2010-х приняли закона «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act — FATCA). Основная официально заявляемая цель FATCA — предотвращение уклонения физических и юридических лиц США от уплаты налогов. Независимо от того, в какой точке планеты они проживают и ведут свой бизнес.
По экспертным оценкам, за пределами США проживают около 6 млн. американцев. Но Белый дом занял по отношению к ним четкую и жесткую позицию: живите где угодно, а налоги платите в Америке.
Правительство РФ могло бы принять аналогичный закон — но почему-то опытный в налоговых делах премьер Мишустин тему даже не затрагивает.
Наш кабмин, видимо, и дальше будет отжимать налоги внутри страны и убивать экономику. Убивать — потому что прибыли уже нет. Последние данные Росстата показывают: финансовый результат российской экономики, по сравнению с прошлым годом, сократился в два раза. Напротив, бешеным темпом растут убытки — примерно 40% предприятий и компаний имеют отрицательный финансовый результат.
В такой ситуации повышать налоги на прибыль, как предлагает ВШЭ, попросту нереально.
— Пандемия показала, что экономический путь, который выбрало наше правительство совместно с партией «Единая Россия», завел страну в тупик, — считает независимый эксперт, политик Сергей Нациевский. — У нас ярко выраженная сырьевая экономика, и в кризисной ситуации это привело к острому дефициту бюджета. Но поднимать сейчас налог на прибыль предприятий, которые и без того лежат на боку — на мой взгляд, верх нелогичности. В регионах повсюду падение — в обрабатывающей промышленности, добывающей, в сельхозиндустрии. То есть, сейчас прибыли нет — куда вы еще хотите поднимать налог?!
Нет, пожалуйста — поднимайте налоги для предприятий олигархов, которые зарабатывают бешеные деньги, и вводят их в офшоры. Замечу, у нас капитал как утекал за рубеж, так и продолжает утекать. По предварительной оценке ЦБ, в январе-сентябре 2020 года чистый отток составил $35,5 млрд. — вырос на 65,9% год к году. Про какой возросший контроль нам рассказывает Минфин?!
Так и хочется сказать правительству: остановите этот поток, просто запретите выводить деньги за рубеж — и в стране останется куча денег. Которые, естественно, будут инвестироваться внутри России. Но нет — кабмин продолжает смотреть на бегство капитала сквозь пальцы.
Что до инициативы ВШЭ с повышением подоходного налога — партия КПРФ всегда настаивала на его дифференциации. Для особо богатых подоходный налог, конечно, надо поднимать, для особо бедных — спускать до нуля. Поэтому это предложение коммунисты будут поддерживать. Только с одной оговоркой: со сверхбогатых надо брать налог 50% и выше — с тех, у кого доходы исчисляются миллиардами рублей в год. Вот с таких людей надо брать деньги — большие деньги. А для сверхбедных ставка подоходного налога должна быть равна нулю.