Трансарктическая магистральная подводная волоконно-оптическая линия связи соединит к 2026 году Мурманск и Владивосток. К реализации проекта приступили Минтранс, «Росморречфлот» и «Росморпорт». Оператором проекта выступает «Морсвязьспутник».
По информации ведомств, среди целей проекта развитие портовой инфраструктуры на трассе Севморпути, создание цифровой инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике, создание альтернативы спутниковой связи для северных широт и др.
Общая протяженность трансарктической магистрали — более 12,5 тысячи километров. И это еще без учета ответвлений до населенных пунктов вдоль трассы. Пропускная способность новой линии должна составить 52−104 Тбит/с. Стоимость проекта — 65 млрд. рублей.
Реализация проекта осуществляется в соответствии с октябрьским указом президента РФ Владимира Путина № 645 «О стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
В настоящий момент проведены морские и инженерные изыскания более половины трассы, построена береговая станция в Териберке (Кольский полуостров), проектируются станции в поселках Амдерма и Диксон. Первый участок сети Териберка-Амдерма запустят в 2021 году.
Очевидно, что реализация даже части проекта сделает возможным предложение о размещении в Арктике дата-центров, озвученное в Совфеде РФ в начале ноября. Климат позволит их владельцам экономить на охлаждении. Однако без развитых каналов связи такой проект не имел смысла.
Летом сообщалось, что линию связи через Арктику от Хельсинки до Токио начали строить «МегаФон» и финская Cinia. Таким образом, они хотят «оседлать» трафик между Азией и Европой. Размер вложений оценивался в 0,8−1,2 млрд. долларов. Срок реализации проекта — 2023 год.
Также, обеспечить российскую Арктику надежной связью, в том числе интернетом, призван и проект Роскосмоса «Сфера». Но он должен решать и массу других задач. А потому реализация идеи растянется до 2030 года и обойдется в 1,5 трлн. рублей. Решения о выделении средств пока нет.
Директор Центр экономики Севера и Арктики Александр Пилясов отмечает геополитическую важность сшивания северных территорий в единое пространство.
— До настоящего момента уже было несколько локальных предложений кинуть кабель на Чукотку, где нет полноценного высокоскоростного интернета, например, с Камчатки или с Магаданской области. Но это частности. Вопрос системного решения проблемы прокладкой кабеля вдоль всего периметра арктического фасада России стоял всегда. Эта проблема назрела и перезрела. У нас сумасшедший контраст в уровнях социально-экономического развития этих территорий.
«СП»: — Поясните, пожалуйста…
— Если взять передовой Пуровский район ЯНАО и какой-нибудь Аллаиховский улус в Якутии — разница в развитии — 2−3 порядка. Трансферное перераспределение средств через федеральный бюджет в региональные центры не решает проблемы. Как и перераспределение средств внутри региона. Это просто караул! Поэтому нужны интеграционные усилия государства по нанизыванию муниципалитетов арктического фасада в одну геополитическую, суверенную, оборонную линейку.
Предпринимаемых сегодня усилий мало. Раньше, в советское время, арктические территории консолидировала караванная проводка судов и северный завоз из Мурманска. Но с временным уходом центра все разбежались врозь. Все это очень опасно. В этом контексте кабель, демократизация доступа в интернет во всех арктических населенных пунктах консолидирует эти территории. Мы должны обеспечить их целостность.
«СП»: — То есть вопрос не только социально-экономический, но и геополитический?
— Лед тает. Раньше было сплошное ледовое покрытие, а теперь он плавает айсбергами и у всех глаза разгораются. Все хотят ходить сами, одиночным плаванием вдоль нашего побережья. Говорят, мол, Россия открывайся, нам ледоколы твои не нужны. И что, мы будем наблюдать за этим со спутников? Чтобы отвечать на такие вызовы, нужна целостность нашего прибрежного пространства.
«СП»: — Может, поэтому прокладывают линию государственные структуры? Но есть еще проект «Мегафона» и финской компании Cinia. Он выглядит более коммерческим. Стоимость обоих проектов сопоставима…
— Видимо, наши госструктуры ориентировались на цифру «Мегафона». Представители компании в последние годы выступали на профильных конференциях и говорили о договоренности с финнами проложить такую линию. Финны хотели укрепить свои позиции, не дав сделать то же самое японцам или американцам. Хотели через российскую кампанию получить «право первой ночи».
Шли споры, нужно ли это делать в морской акватории или на арктическом побережье. На побережье дороже, но в этом случае суверенитет России бесспорен. А иностранный партнер «Мегафона» настаивал на том, чтобы это было в морской акватории. Потому что в этом случае контроль России мог оказаться не стопроцентным, что увеличивало влияние иностранного инвестора.
Видимо, денег у партнера было больше и «Мегафон» склонялся именно к идее прокладки по морскому дну и яростно убеждал, что это в интересах России. Мол, все технические вопросы решены и пора дать отмашку. Но правительство не торопилось. В том числе ссылаясь на сомнения в части соблюдения суверенитета.
— Для прокладки такой волоконно-оптической линии абсолютно никаких технических препятствий нет, — уточнил ведущий научный сотрудник Лаборатория арктических исследований ТОИ ДВО РАН Олег Дударев. — Если кабель прокладывается под водой, то это делается вблизи побережья. Просто проводятся соответствующие изыскания. Морские геологи изучают то, что может повлиять на кабель — на обрушение, на разрыв. Раньше мы работали по спецтематикам по динамике поведения объекта на дне в различных тектонических, климатических, электродинамических условиях.
— Проект этот, конечно, не дешевый, но очень востребованный, — продолжает профессор Северного (Арктического) Федерального университета Константин Зайков. — Особенность арктической зоны России — это разбросанность инфраструктуры, населенных пунктов возле промышленных объектов и мест проживания коренных народов. И если мы хотим комплексно развивать северные территории, то без высокоскоростной связи не обойтись. Кадров не хватает, а сеть позволяет обеспечить дистанционную работу (например, в телемедицине). Да и Севморпути это нужно.
«СП»: — Но ведь существуют, пусть и не дешевые, аппараты спутникового интернета? К тому же Роскосмос обещает нам реализовать проект «Сфера» по раздаче трафика с орбиты — нечто похожее на Starlink Илона Маска..
— В высоких широтах спутники сейчас покрывают не всю территорию. Да и скорость его для обеспечения всех потребностей Севера слишком мала. Так что без волоконно-оптического кабеля не обойтись. Что касается проекта «Сфера», то, во-первых, там планы до 2030 года, а во вторых, пока неясно, будет ли он вообще реализован.
На самом деле Арктике нужны все эти варианты. Прямыми конкурентами они не будут. На Севморпути есть «слепые» зоны, и спутники здесь будут незаменимы. А оптоволокно поможет развивать наземные объекты. Да и цена у него значительно ниже, чем на «Сферу». Это все базовая инфраструктура, без которой никуда. Это как в городе бизнес не пойдет, если там нет дорог.
— За счет этой подводной линии мы получим абсолютную защиту от воздействия любых средств радиоэлектронного подавления потенциального противника, а также систему связи, охватывающую всю арктическую зону. Потому что от этого магистрального кабеля могут отходить тоже оптоволоконные ответвления на пункты базирования нашего Северного флота. Это очень важно, — добавил капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков.