понедельник, 18 января
совместно с Жэньминь жибао
Экономика / Китай сегодня
25 ноября 2020 13:53

Китайская головоломка: Высокая конкуренция и мудреная финансовая отчетность

Чтобы бренд стал узнаваемым, надо продержаться на китайском рынке 2−3 года

2020
На фото: 3-я Китайская международная импортная выставка в Шанхае
На фото: 3-я Китайская международная импортная выставка в Шанхае (Фото: Chen Yehua/XinHua/Global Look Press)

Китай взял ситуацию с коронавирусом под контроль и демонстрирует экономическое лидерство далеко за пределами региона. Примерно в таком ключе освещаются последние экономические события в Китае. Раньше эту страну обвиняли (и зачастую — не без основания) в чрезмерной закрытости. Теперь Китай старательно демонстрирует политику открытых дверей и, пожалуй, даже окон.

Так, даже рост числа заболеваний в мире коронавирусом не помешал подготовке и проведению в Шанхае Третьей Китайской международной импортной ЭКСПО (CIIE-2020), на которой были представлены товары и услуги свыше 2 600 компаний со всего мира.

По сообщению Медиакорпорации Китая, в 2020 году на фоне пандемии COVID-19 проведение выставки в полной мере продемонстрирует миру твердую решимость Китая проводить реформы и расширять открытость внешнему миру, что имеет особое значение для ускорения восстановления мировой экономики.

Сейчас большую часть товарооборота КНР и России составляет сырье, однако эксперты отмечают пространство для наращивания доли других товаров на рынке. Участие российских компаний в Третьей Китайской международной импортной выставке показало возможности наращивания не сырьевого товарооборота между Россией и Китаем, а также позволило в условиях пандемии открыть готовые формы торговли и ведения бизнеса.

Читайте также
Мишустин готовит Чубайсу «волчий билет» Мишустин готовит Чубайсу «волчий билет» Кабмин решил положить конец триллионным расходам на 40 институтов развития

Так, во время проведения онлайн-акции по продвижению продукции российских компаний в Китае, производителям за 30 минут удалось реализовать товары на сумму 1,8 миллиона долларов. Это продемонстрировало предпринимателям настоящий потенциал онлайн-площадок для торговли, которые пользуются популярностью в Китае.

А вот расширение импорта услуг на китайском рынке не так очевидно. Но, по словам вице-президента российского банка «Солидарность» Сергея Шаронова, рынок Китая огромен и перспективы здесь впечатляют, особенно на фоне продолжающихся реформ, в том числе, благодаря запуску в Китае ряда инициатив по финансовой открытости. В интервью китайскому изданию RenminHuabao, Сергей Шаронов рассказал, что за прошедшие дни работы выставки в Шанхае, стойку этого российского банка посетили официальные делегации, в том числе посольства РФ в КНР и торгпредства РФ в КНР, потенциальные клиенты и партнеры, а также банки и различные ассоциации.

Как отметил Сергей Шаронов, одними из главных гостей стенда банка «Солидарность» были председатель союза китайских предпринимателей в России — Генеральный директор МТВК «ГРИНВУД» г-н Чжоу Лицюнь, руководители делегаций из министерства инвестиций свободных экономических зон острова Хайнань и города Циндао, представители Министерства коммерции Китая и Китайского комитета содействия развитию международной торговли (CCPIT) и другие.

Диверсификация товарооборота и финансовая открытость Китая — это два взаимосвязанных вопроса, считает директор Института Дальнего Востока РАН, профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов:

— Что касается открытости Китая, то, по крайней мере, в период 2010—2019 годов это была экспортно-ориентированная политика. И, как следствие, Китай наращивал экспорт, и в результате налетел на обвинения со стороны многих стран в том, что китайский рынок закрыт для инвесторов, что работать здесь сложно.

Проблема, прежде всего, заключалась в том, что целый ряд областей был включен в так называемый негативный список: количество таких секторов, где иностранцы не имели права работать, доходило до ста. Сейчас Китай уменьшил их до тридцати. И сейчас, по сути, почти весь китайский рынок открыт для работы иностранцев. Раньше были экспортные выставки, а теперь китайцы начали проводить импортные выставки: любой человек, любая компания может приехать и выставить не только товары, но и услуги. Например, страховые услуги, услуги по облачному хранению и т. д. И Китай это всячески приветствует и, главное, действительно серьезно поддерживает. Вот это первый момент. А второй момент — это то, что Китай сегодня заметно пытается облегчить работу на своем финансовом рынке с получением кредитов иностранными компаниями или под иностранные проекты.

И сегодня под такие проекты теоретически можно получать кредиты под очень низкие проценты, 3% и даже меньше. Но речь идет только о крупных проектах. То есть, если вы просто хотите построить завод или фабрику, то это вам не поможет. Речь идет о крупных государственных договоренностях.

«СП»: — Но в целом барьеров стало поменьше, и они стали пониже?

— В целом. Но говорить о том, что российские компании могут без труда зайти на китайский рынок, тоже было бы напрасно. Потому что, несмотря на формальную открытость китайского рынка, сложности работы на нем остаются.

Первая сложность — это очень высокая конкуренция. Вы должны хорошо понимать, как устроен этот рынок. Вторая проблема это большая сложность в финансовой отчетности. Она распространяется в равной степени и на китайцев, и на иностранцев. Но понятно, что китайцы управляются со своей отчетностью лучше иностранцев.

И еще момент. Ведь просто что-то производить на китайском рынке — это один момент, а продавать — это довольно сложные цепочки. И как следствие, можно сказать, что несмотря на внешнюю формализацию открытости, китайский рынок остается закрытым — с точки зрения сложности работы на нем.

И приведу простой пример. Считается, что создать какую-то компанию на китайском рынке сейчас не представляет вообще никакой сложности. Это делается, приблизительно, за 40 дней. А вот чтобы компания и ваши инвестиции вышли на уровень окупаемости, чтобы ваш бренд стал узнаваемым, вы должны продержаться на этом рынке, как минимум, два года. Изначально вы должны рассчитывать на то, что у вас инвестиций хватит на два, и даже на три года, чтобы прожить на этом рынке.

«СП»: — Да, не самые простые условия…

— Но есть и позитивный момент. Он в том, что китайский рынок сегодня — это один из немногих рынков, который реально открывается. Мы видим, что другие рынки, например, американский, остаются очень жесткими в этом плане для иностранцев. И многие сейчас воспринимают китайский рынок как окно для нового старта своего бизнеса. Сегодня на это нацелено много инвесторов из юго-восточной Азии.

Раньше Китай много инвестировал в Малайзию и Индонезию, а сегодня оттуда приезжают инвесторы. Так Китай в известной степени заменяет Гонконг. Потому что, раньше все заходили в Китай через Гонконг. И тогда Гонконг рассматривался как стартовая площадка. А сейчас многие инвесторы идут мимо Гонконга — заходят сразу в Китай.

Китай также пытается в известной степени конкурировать и с Сингапуром, где, конечно, очень хорошие условия по инвестициям. И по приему инвестиций. И, конечно, не Китай, а Сингапур сегодня является входными воротами в Азию. Китай старается создать из себя некий инвестиционный портал.

Читайте также
Россия поразит мир кабелем Россия поразит мир кабелем Началась прокладка волоконно-оптической линии связи от Мурманска до Владивостока

Долгосрочная политика открытости Китая тесно увязывается с созданием многостороннего партнерства в Азии. Потому что Китай, открывая свои рынки, одновременно и требует, по понятным причинам, открытия и других рынков — для своих товаров. И для Китая создание свободных экономических зон очень выгодно поскольку, у него товарная масса больше, чем у любой другой страны. Поэтому, это не просто какой-то подарок человечеству, это долгосрочная торговая политика.

«СП»: — А финансистов иностранных Китай пустит к себе?

— Об этом был большой спор весь 2019 год. В 2020 году обострилось американо-китайское противостояние. Несколько американских крупных банков получили полную банковскую лицензию в Китае. И более того, они являются чисто американскими, а не совместными банками, как это было раньше. И это говорит о том, что в принципе такая возможность открывается. Но есть другой момент. На самом деле прорыв совершили лишь несколько крупнейших американских банков.

Большинство других банков рассматривают внимательно, насколько им вообще выгодно работать на китайском рынке, поскольку конкуренция очень высока. Китай же открывает свой рынок тогда, когда сам по себе он может конкурировать с любым другим банком, с любым другим производством. И я обращу внимание на одну интересную историю: Китай открыл свой рынок для иностранных университетов, и сегодня здесь работают более 40 иностранных университетов, которые, безусловно, должны приносить доход, как любой университет. И Китай не боится конкуренции в этом плане, потому что его университеты сегодня не менее популярны, чем иностранные университеты, которые приходят в Китай.

«СП»: — Дело за малым — нарастить не сырьевой товарооборот?

— Для России здесь вопрос другой. Для нас вообще диверсификация рынка с Китаем — это вопрос № 1. Потому что очевидно — то, что более 70% в товарной массе относится к сырью, это угнетает все остальные направления. И как следствие мы сейчас пытаемся прорваться, во-первых, на рынок сельхоз продукции, и на рынок услуг. Теоретически это возможно. Но мы здесь упираемся не столько в желание или нежелание Китая, а упираемся в неумение российских компаний работать с Китаем. Рынок, повторюсь, здесь очень непростой.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Алексей Ильяшевич

Эксперт аналитического портала Rubaltic.ru

Владислав Шурыгин

Военный публицист, постоянный член Изборского клуба

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня