Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Война элит за место под солнцем: Монополии берут Мишустина за горло

Госкорпорации предрекли коллапс, если кабмин примет закон «О защите конкуренции»

10712
Материал комментируют:

Элитные группировки России сошлись в новом противостоянии. В начале ноября главы ОАО РЖД Олег Белозеров, «Россетей» Павел Ливинский и «Транснефти» Николай Токарев направили письмо премьеру Михаилу Мишустину, в котором обрушились с критикой на инициативы Федеральной антимонопольной службой. Ранее ФАС внесла в кабмин законопроекты, которые кардинально меняют действующий закон «О естественных монополиях». Монополии пытаются убедить премьера, что не нужно их трогать — иначе всю систему охватит коллапс. 1 декабря об этом сообщил «Коммерсант».

Напомним: работу госкорпораций регулирует закон «О естественных монополиях», а тарифы утверждаются ежегодно правительством. То, что сейчас предлагает ФАС — развитие идей экс-руководителя ведомства Игоря Артемьева. Он более десяти лет боролся за принятие закона «О защите конкуренции», а также за принятие нового определения естественной монополии, которое бы позволило привлекать в компании сторонних инвесторов. Наряду с этим в ФАС предлагали изменить систему расчета цен естественных монополий, например, переведя их на эталонный тариф.

Законопроекты ФАС изначально вносились в правительство в ноябре 2019 года, но их дважды отправляли на доработку. Теперь проекты внесены снова, и руководители госкомпаний в письме жалуются Мишустину, что в них нет существенных изменений.

Читайте также
Битва башен Кремля: Какие кланы «обидел» Мишустин своей реформой И кто больше всего выигрывает от перестановок правительства, еще больше утверждаясь в своем положении

Монополии не устраивает следующее:

— инициатива ФАС по наделению службы полномочиями силовых ведомств, в частности, по беспрепятственному получению информации и проникновению в офисы госкомпаний;

— отсутствие в законопроекте о тарифах понятия перекрестного субсидирования, положений, касающихся регуляторных соглашений с электросетевыми и водопроводно-канализационными организациями;

— вопросы, связанные с оплатой энергоресурсов при отсутствии или отмене тарифов.

Главы трех госкомпаний указывают, что отказ от закона «О естественных монополиях» разрушит действующую систему в этой сфере, а вопросы регулирования естественных монополий расходятся с вопросами защиты конкуренции.

Что стоит за инициативами ФАС, будут ли монополии подвинуты со своих позиций?

— Решение о реформировании монополий может принять только Путин, но президент точно ничего менять не будет, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Путин давно ничего принципиально не менял — кроме, конечно, Конституции. Но поправки в Основной закон были необходимы ему для сохранения политической власти и ее укрепления. А для реформы монополий принципиальных предпосылок нет.

Главное — в работе монополий нет катастрофы. Тот же РЖД функционирует, поезда по России ходят, есть даже частичные улучшения на железнодорожном транспорте.

Проблема в том, что монопольная система в России складывалась очень давно. Скажем, роль железных дорог в России выше, чем в любой другой стране мира. В США примерно такая же ситуация была в начале XX века. Потом, с развитием автомобильного транспорта и сети шоссейных дорог, зависимость от железных дорог в Америке практически сошла на нет — сейчас они играют в США жалкую роль.

Но в России все осталось, как сложилось к 1913 году после железнодорожного бума эпохи Сергея Витте. Значимость этой системы с тех пор никак не уменьшилась. Еще при Сталине, в 1932-м, начали строить БАМ, в 1958-м линию Абакан-Тайшет, а при Путине дотянули Амуро-Якутская железнодорожная магистраль до Якутска.

При этом принципы функционирования системы остаются прежними. И сломать эту систему практически невозможно.

«СП»: — А ломать пытались?

— В 1990-е Рассел Питтман — директор группы международной техпомощи антимонопольного отдела департамента юстиции США — предлагал схему радикального реформирования железных дорог России. Система этим новациям, естественно, сопротивлялась. Но дело было не только в ее сопротивлении.

Читайте также

Монополии удобны для политической системы России — они напрямую управляемы из Кремля, и подконтрольны лично Владимиру Путину. В России, конечно, все крупные игроки управляемы. Любой крупный, формально независимый банк также выполнит распоряжение президента. Но в этом случае кремлевской администрации придется с банком как-то договариваться, обговаривать какие-то условия. С госкорпорациями все проще: они выполнят распоряжение — и точка.

При этом система монополий более-менее обеспечивает потребности экономики РФ как транспортная и производственная структура — и зачем ее менять? Тем более, вполне возможно, провести серьезную реформу не получится, а развалить систему — вполне получится!

Сценария развала в Кремле боятся, а реформы по большому счету оказываются никому не нужны: ни самим монополиям, ни президенту, ни чиновникам. Дело ограничивается мелкими подвижками, вроде смены бывшего главы РЖД Владимира Якунина, который слишком уж зарвался, и хищнически требовал от бюджета слишком много субсидий.

«СП»: — То есть, инициативы ФАС не пройдут?

— Покушения на монополии, которые время от времени предпринимал Игорь Артемьев, никогда не приводили к реальным результатам. Не думаю, что в ФАС всерьез надеются, что им дадут проводить антимонопольные реформы.

Да, у нас госкорпорации занимают совершенно особое положение. Тот же «Ростех» по статусу — некоммерческая организация и подотчетен только президенту, хотя на деле в него входит около 200 крупных предприятий.

Повторюсь, монополии устраивают власть политически — для Кремля это главное. А экономически к ним нет крупных претензий, поскольку они хоть как-то работают.

— Нынешнее столкновение ФАС и монополий — продолжение старой борьбы, — отмечает политолог Сергей Марков. — Действительно, монопольная система сложилась неудовлетворительно для многих экономических и общественных групп. Предполагалось, что естественные монополии в России будут удерживать рост цен на группы товаров общенационального значения, и тем самым повышать конкурентность российской экономики.

На практике эта схема не вполне работает: легко увидеть, что монопольные цены высокие. Возьмите РЖД — по идее, чтобы экономика развивалась, товарные потоки должны идти по сети железных дорог с низкими тарифами. Объемы перевозок влияют на количество производимой продукции, на прибыль по экономике в целом.

Но у нас железнодорожные тарифы завышены. Это видно по гигантскому потоку большегрузных фур на автомобильных дорогах. Так происходит, поскольку автомобильные грузоперевозки банально выгоднее.

Читайте также

То есть, железная дорога с задачей по стимулированию экономики очевидно не справляется. Похожая ситуация и с рядом других естественных монополий.

Еще момент — предполагалось, что естественные монополии будут локомотивами экономического роста России. В частности, будут давать заказы тысячам менее крупных российских бизнес-структур.

Но монополиии и эту задачу провалили — они предпочитают закупать необходимое по импорту, а не заказывать внутри России. При этом есть обоснованные подозрения, что глобальные корпорации дают руководству российских госкомпаний приличные откаты в качестве стимула к сотрудничеству.

Также предполагалось, что естественные монополии будут аккумулировать средства для высокотехнологичных прорывов. Но мы никаких прорывов не видим, а сами госкорпорации предпочитают покупать высокие технологии на Западе.

Все это продолжается уже 20 лет. По сути, монополии не выполняют задачи, поставленные руководством страны, кроме уплаты налогов в бюджет.

«СП»: — Удастся ли ФАС переломить ситуацию?

— Возможно, монополии и на этот раз победят. У них нет равновеликих — по степени политического и экономического влияния — оппонентов в нынешней системе. Госкорпорациям могут противостоять только банки и силовики. Если монополии поссорятся с ними — возможно, что-то и изменится.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня