Международные инвесторы назвали российский рубль одной из самых перспективных валют 2021 года. Американское издание Bloomberg попросило ведущих экспертов назвать валюты, которые обладают самым большим потенциалом роста в следующем году. На первом месте оказался китайский юань, на втором — мексиканский песо, а на третьем — российский рубль.
В 2020-м рубль с начала года дешевел к доллару на 25%. Пика падения российская валюта достигла накануне выборов в США в ноябре, когда курс доходил до 80. В последний месяц «россиянин» стал укрепляться, дойдя до уровня в 73 за доллар. Как считают аналитики, в следующем году это укрепление может продолжиться.
Правда, рассчитывать, что рубль вернется к 60, все же не стоит. Во-первых, сейчас более реалистичным кажется уровень 68−70. А, во-вторых, как полагают некоторые экономисты, слишком сильная валюта может нанести дополнительный вред российской экономике.
— В начале осени российская валюта в очередной раз сильно сдала позиции, — напоминает эксперт компании «УНИВЕР-Капитал» Сергей Дроздов. — Это было обусловлено ожиданиями санкций за Навального, событиями в Белоруссии, к тому же, рынки решили, что если Байден станет президентом, новые ограничения точно обрушат курс рубля.
Но мы видим, что этого не произошло. Более того, со стороны США все санкционные резервы почти исчерпаны. Остались только отключение от SWIFT и нефтяное эмбарго, но это вряд ли это будет воплощено в жизнь.
С учетом того, что в следующем году можно ждать завершения коронакризисной истории, мировые экономики будут постепенно возвращаться к уровню 2019 года, что будет стимулировать рост цен на нефть. Если баррель Brent будет стоить по 60−65 долларов, российская валюта может уйти ниже 70 по отношению к американскому доллару.
«СП»: — А какие риски есть для рубля в следующем году?
— По большей части санкционные страхи рынком уже отыграны. Но рубль устроен таким образом, что любые намеки на санкции вызывают очень нервную реакцию. Поэтому исключать того, что это повторится в 2021 году, нельзя.
Кроме того, на курс рубля влияет экономическая ситуация внутри страны. Если бы она была лучше, мы уже сейчас видели бы рубль в районе 68 за доллар.
Кроме того, наш долговой рынок по сравнению с прошлым годом стал менее привлекательным из-за того, что Центральный банк в этом году заметно опустил процентную ставку. Доходность по долговым бумагам снизилась, и если в прошлом году мы фиксировали приток нерезидентов на наши долговые площадки, то к концу 2020 картина поменялась не в лучшую сторону.
Главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов также считает, что потенциал укрепления у рубля есть, хотя нельзя исключать и непредвиденные сценарии.
— Рубль имеет свойство укрепляться, когда мировая экономика находится на подъеме либо когда происходит смягчение денежно-кредитной политики в ведущих странах. Это связано с тем, что в неблагоприятные периоды рубль очень сильно теряет. Напомню, что в начале года наша валюта доходила до 61 за доллар, а сейчас, даже несмотря на укрепление после выборов США, стоит 73.
Если посмотреть на курс рубля к корзине ведущих валют, он снизился сильнее, чем только по отношению к доллару. Это связано с тем, что доллар сам стал намного слабее, и некоторые эксперты прогнозируют, что он может в ближайшие несколько лет потерять до 30% стоимости к другим валютам развитых стран. Я склоняюсь к тому, что эти валюты тоже могут обесцениться, но все же у рубля в таких условиях хорошие перспективы.
У нас сравнительно низкий государственный долг, значительный объем золотовалютных резервов, которые приближаются к 600 миллиардам долларов. Также у нас действует бюджетное правило, благодаря которому в периоды неблагоприятной конъюнктуры у нас меньше колебания курса.
«СП»: — Какой же у рубля потенциал укрепления?
— Если продолжится программа ФРС США по вливанию денег в финансовую систему, мы можем ожидать курс рубля в районе 68−70 за доллар. Это базовый сценарий и, скорее всего, как и пиковое значение 61 в начале года, такой курс долго не продержится. Потом он отыграет назад, потому что нашим финансовым властям не выгоден слишком крепкий рубль. Их больше устраивает курс в диапазоне 72−74 за доллар.
Помимо базового, есть и другие сценарии. Например, если же в США пойдут разрушительные процессы, например, раскол внутри страны, доллар может резко потерять в стоимости, но это сценарий форс-мажорный и неизвестно, успеют ли в этом случае наши компании распорядиться своими валютными остатками. Поэтому курс на дедолларизацию оправдан, более того, лучшего его усилить. Последствия кризиса долларовой системы могут быть плачевными и для нас.
Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич считает, что прогнозы западных экспертов об усилении курса рубля могут свидетельствовать о желании надуть валютный пузырь в российской экономике и потом заработать на последующем обвале валюты.
— Если подобные пророчества делает Bloomberg, это верный показатель того, что для российской экономики рост курса рубля ничего хорошего не принесет. Надувание курса валют — это классический способ развала экономики развивающихся стран. Именно с этим был связан азиатский кризис конца 90-х годов.
На первом этапе надувание валюты, как наркотик, приводит к положительным сдвигам. На самом же деле все начинает дорожать, стоимость кредитования возрастает, увеличиваются издержки внутреннего производства, ухудшается платежный баланс, бюджет трещит, и все это заканчивается крахом. Это хорошо известный сценарий. Для того чтобы обвалить валюту, сначала нужно ее раздуть, потому что это увеличивает нагрузку на финансовую систему страны. Думаю, такую цель сейчас и ставит Запад в отношении России.
Обратите внимание, что все развитые страны сейчас свои валюты понижают и даже не скрывают этого. Идет огромная денежная эмиссия в США, Европе, Японии. Они выпускают деньги, тем самым снижая курсы своих валют и увеличивая издержки для развивающихся стран. Те, кто с этим не борется, дважды проигрывает. Не случайно США постоянно обвиняют Китай в том, что тот не хочет повышать курс юаня.
Есть страны, которые с этим не борются и пускают ситуацию на самотек. У нас, насколько я понимаю, не все хотят завышенный курс рубля, потому что такая политика направлена на поддержку спекулянтов и создает риски для российской экономики.
«СП»: — Какие же риски для экономики от сильного курса рубля? Разве падение курса не ведет к росту цен и прочим негативным последствиям?
— Обратите внимание, что когда курс в этом году подскочил до 80, цены не росли, зато теперь, когда он снизился, цены пошли вверх. Это связано с тем, что торговцы уже заложили падение курса в стоимость товаров, и даже если он резко укрепится, она не снизится вслед за ним. Просто эту разницу продавцы будут оставлять себе.
Что касается рисков, завышенный курс означает, что в бюджете будет меньше денег. Мы получаем валютные доходы, и на больше рублей, смогли бы реализовать больше инвестиционных программ и проектов.
Производство особенно страдает в этой ситуации. Инвесторы уходят в финансовые операции и не вкладываются в реальный сектор. Они по выгодному курсу скупают доллары, а потом сидят с ними и ждут, пока курс не обвалится снова. Это парализует экономические процессы, так как ни на что не хватает денег. Причем такая схема рассчитана даже не на годы, а на месяцы. Очень быстро можно накачать валюту, а потом обрушить ее.
Думаю, с Китаем такой сценарий не сработает. Они быстро напечатают юаней, чтобы компенсировать эту разницу и удержать курс на нынешнем уровне. Наш Минфин тоже может легко удерживать курс на том уровне, который выгоден нашей собственной экономике, а не международным спекулянтам. Но для этого нужно рассчитывать его не по внешнеэкономическому, а по общеэкономическому равновесию. Если же пойти на поводу у финансовых манипуляторов, это вызовет серьезнейший социально-экономический кризис.
Такие публикации и прогнозы западных изданий связаны именно с тем, что им нужно разогнать ожидания и обеспечить невмешательство местных финансовых властей. В этом случае буквально за три месяца может надуться колоссальный пузырь, который потом лопнет. А это уже грозит не только экономическими, но и политическими последствиями.