Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
14 декабря 2020 13:48

Центробанк борется с «новыми МММ»

Как сохранить свои деньги в банке

3628
Материал комментируют:

Экстрасенс не имеет права заниматься врачеванием, выдавая себя за настоящего врача. Частный охранник не должен заниматься ловлей преступников, подменяя собой полицейского. Логика очень простая: каждый должен заниматься своим делом.

При этом в такой тонкой сфере, как финансовая, в России пруд пруди шарлатанов или просто людей, занимающихся не своим делом. Доверчивому россиянину, который мечтает хоть немножечко преумножить свои скромные сбережения, со всех сторон «впаривают» рекламу сложных инвестпродуктов.

Очень похоже на агрессивную рекламу МММ и прочих финансовых пирамид, которые обещали наивным россиянам гарантированный доход.

Напомним, что с 2022 года в России вводится запрет на то, чтобы неквалифицированные инвесторы (то есть люди, что называется, с улицы) пользовались сложными инвестиционными продуктами. Это должно оградить финансы россиян от обесценивания, которое их неминуемо ждет при безграмотном вложении.

Однако ситуация на рынке такая, что председатель Центробанка Эльвира Набиуллина предложила ввести запрет как можно быстрее. Кроме того, банки будут обязаны подробно информировать клиентов о всевозможных «инструментах», которые они щедро рекламируют.

Читайте также
Россию накрывает своя Великая депрессия Увольнения, падения зарплат, неопределенность. Рынок труда штормит

Для каждого клиента должна быть максимально подробно раскрыта суть того финансового продукта, который он приобретает, условия вложения денег, а главное — риски и гарантии.

О том, как повлияет инициатива ЦБ на финансовый рынок, «Свободная пресса» расспросила профессионального эксперта по личным финансам, зарубежным инвестициям и защите капитала Марию Тараско.

«СП»: — Часто ли в России банки и прочие финансовые организации пытаются «впарить» сложные продукты, понять суть которых рядовому россиянину непросто, а то и вовсе невозможно?

— К сожалению, продавать инвестиционные продукты вместо депозитов на данный момент очень распространенная практика. Менеджеры мотивированы процентами, получаемыми от суммы средств, внесенных клиентом. На данный момент банки часто совмещают свою деятельность с брокерской деятельностью. Несмотря на то, что для этого организуются разные юридические лица, но бренд один.

Брокеры зарабатывают на комиссиях от транзакций с ценными бумагами и на комиссиях за управление. При этом никакой ответственности за деньги клиентов они не несут.

Поэтому банкам выгодно предлагать сложные финансовые продукты: для крупных сумм это доверительное управление, а также накопительное страхование жизни в качестве альтернативы депозиту.

«СП»: — Центробанк заверяет, что зачастую имеет место банальный обман клиента. Это так?

— Да. Банк не заинтересован в благосостоянии клиента, а менеджеры по работе с клиентами имеют мотивацию получать процент от суммы вложений клиента. Поэтому в ход и идет введение в заблуждение клиента.

«СП»: — Что может потерять человек, если, поддавшись на уговоры менеджера, все же вложит деньги в сомнительный продукт?

—  Ну, давайте разбираться. Каждый финансовый продукт хорош для своей финансовой цели, а не для того, «чтобы было». Кроме того, клиент должен отдавать себе отчет, какие риски он несет.

Например, накопительное страхование жизни — это самый консервативный вариант. Банки предлагают депозиты с повышенными ставками, если клиент открывает полис. Что получает клиент? Практически нулевую доходность, защиту средств от судебных взысканий, адресное наследование, а также небольшую сумму страхования жизни на случай смерти и несчастного случая.

Что должен делать клиент? Регулярно оплачивать страхование жизни. И регулярно вносить взносы по полису для накопления. Обычно обе суммы включены в один регулярный платеж. Если клиент захочет досрочно закрыть полис, то он должен заплатить штраф.

Читайте также
Курс рубля застрял «между Сциллой и Харибдой» Многие россияне считают, что власти должны способствовать повышению веса национальной валюты

«СП»: — Я, кстати, тоже от накопительного страхования отказался, предпочитаю структурные продукты.

— Ну, это самый агрессивный вид вложений. Так как условия их работы, как правило, очень сложны. Нужно хорошо разбираться в инвестициях, чтобы грамотно выбрать структурный продукт.

Структурный продукт состоит из консервативной и агрессивной части. Агрессивная часть предназначена дать доходность, а консервативная — защитить определенную часть вложений.

Наполнением структурного продукта являются ценные бумаги — акции и облигации. Структурный продукт имеет номинал, то есть базовую цену продукта, а также срок, по окончании которого вам должны вернуть номинал. Если клиент захочет вернуть деньги раньше, то он должен продать структурный продукт по рыночной цене, которая может быть ниже номинала.

Также у структурного продукта есть правила работы, которые клиенты, как правило, не знают. Например, структурный продукт может закончить свое существование раньше срока, если какая-то из акций упадет в цене. И в этом случае клиент получает не номинал, а рыночную стоимость активов, которая может быть меньше номинала.

Это не хорошо и не плохо. Такие продукты можно включать в портфели, но с пониманием того, что эти вложения на несколько лет, а также с осознанием всех рисков.

«СП»: — Ну, если человек хочет вложить деньги вдолгую, в надежде, что экономика России все же когда-то перезапустится?

— Ну, тогда подойдет доверительное управление. Это покупка ценных бумаг на деньги клиента и управление этим портфелем. Это может быть интересным инвестиционным решением, но в инвестиции нужно вкладывать не последние деньги. Часть средств, подушка безопасности, все равно должна быть размещена на депозите. Клиент должен понимать, что вложения в ценные бумаги — это инвестиции на 3 и более лет. Но лучше ориентироваться на срок от 10 лет и более.

«СП»: — В общем, жесткую позицию Центробанка вы разделяете?

— Отвечу так. Я считаю, что банкам нужно запретить продавать инвестиционные продукты. Собственно, как и страхование жизни. Причем всем категориям инвесторов — как неквалифицированным, так и квалифицированным. Нужно четко разграничить функции банка, брокера и страховой компании. Тогда те, кто не готов к инвестициям, не будет покупать подобные продукты.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня