Президент России Владимир Путин потребовал от правительства принять незамедлительные меры по сдерживанию роста цен на основные продукты питания. Устроенный им настоящий разнос некоторым министрам правительства стала главной повесткой дня.
Последние месяцы россияне, разглядывая в магазинах ценники, ежедневно будто получали вести с фронтов. С битвы между их сокращающимися доходами и растущими тратами.
По данным Росстата, за год цены на яйца выросли на 4,9%, на подсолнечное масло — на 25,9%, сахар подорожал и вовсе на 72,7%. Также подорожали рис, гречка, шоколад и много чего еще. Если раньше килограмм риса стоил на полках 60−70 рублей, то сейчас цена доходит до 110−120 рублей. Причем цены выросли значительно выше официального уровня инфляции, который составляет 4,4%.
Как Путин ругал министров, на телеэкранах выглядело эффектно. Однако эффективны ли будут меры, предложенные кабинетом министров по итогам разбора?
В частности, принято решение зафиксировать цены на подсолнечное масло на уровне 110 рублей за литр. Надо сказать, что многие ритейлеры уже выставили такую цену, пометив даже ценники меткой «акция». Максимальную цену сахара предложено сделать 45 рублей за килограмм, но он уже во многих магазинах стоит больше 60.
Среди рассматриваемых мер — принудительная заморозка цен на три месяца. Но с 1 января 2021 года! Не значит ли это, что за оставшееся время цены еще подрастут?
Но главное, а можно ли остановить рост цен? В чем причина их роста? Может, это недобросовестные ритейлеры решили нажиться на экономическом кризисе? Или производители увидели возможность дополнительного заработка?
Но вполне возможно, что цены на полках магазинов вполне обоснованы. И тогда в случае заморозки цен нас ждут пустые полки и распределение по талонам.
«СП» решила разобраться в ситуации и поговорила с теми, кто по долгу профессии хорошо разбирается в сути происходящего.
Руководитель рисоводческого племенного завода «Красноармейский» в Краснодарском крае, заслуженный работник сельского хозяйства России Сергей Кизинёк рассказал, сколько реально стоит произвести продукты питания:
— Возьмем, например, рис, который помимо прочего производит наше хозяйство. Килограмм после сборки урожая стоит от 15 до 18 рублей. В разных хозяйствах по-разному, в зависимости от применяемых технологий, ведь каждый старается сэкономить. Мы пытаемся продать его на завод по 20 с учетом НДС, но его мало покупают, потому что сбыта нет.
Но стоит учитывать, что готовый продукт получается после очистки, то есть на килограмм приходится два килограмма крупы. А с завода рис выходит по себестоимости около 45−46 рублей за килограмм готового продукта. Остальное — наценки.
«СП»: — А если взять подсолнечное масло? Оно стоит 110 рублей за литр?
— В прошлом году был хороший урожай семечек и мы продавали по нормальной цене. Но в этом году по всему Югу засуха, урожай семечек был низким. Вместо 25 центнеров собрали всего 7 с гектара. Такое случается примерно раз в 10 лет. А ведь производителю не хочется нести на себе убытки, поэтому продается сырье дороже. В итоге себестоимость масла в этом году взлетела до 60 рублей за килограмм.
«СП»: — Сахарная свекла тоже не уродилась?
— Прошлый 2019 год был очень урожайным на сахарную свеклу, мы продавали сахар в феврале этого года по 20 рублей. Произвели больше, чем просто могли люди съесть. Он по бросовой цене лежал на складах.
Но из-за засухи урожайность в этом году упала вдвое. От этого пострадали все. Производителям тоже цена такая не нужна, около 40 рублей за килограмм.
Если урожайность упала, то надо увеличить цену, чтобы вернуть траты.
«СП»: — Подорожали ведь и куриные яйца. Причем тут урожайность?
— Кур кормят комбикормом, куда входят пшеница, ячмень, кукуруза. Их цена выросла, комбикорм подорожал.
Соответственно, в ближайшее время должно подорожать молоко, а через некоторое время и говядина. Просто пока до этого не дошло.
«СП»: — Поможет ли выправить ситуацию соглашение между производителями и продавцами?
— Изменить ситуацию можно, если компенсировать производителям их затраты напрямую. Сегодня все на грани окупаемости. Если крестьянин получит потраченное, то он будет сдавать урожай переработчику даром.
«СП»: — Если в следующем году будет хорошая урожайность, то цены снизятся?
— Конечно снизятся! Перебоев цен не было бы, если имелись бы стратегические запасы. Беда в том, что мы сразу продаем всё, что собираем. Если нельзя продать внутри страны после хорошего урожая, то продают за границу.
«СП»: — Получается верна библейская притча про семь тучных годов, в которые надо делать запасы на семь голодных.
— Именно так. Никакой регион и никакое хозяйство проблему не решит. Нужна общая государственная политика. В советские годы было планирование. Государство покупало весь продукт сельского хозяйства и потом его распределяло. Сегодня государство ничего не покупает. И фермер продает тому, кто даст на рубль больше.
Независимый эксперт в области сетевого ритейла Андрей Еремеев тоже уверен, что спасти ситуацию может только комплексная государственная политика:
— По хлебу и растительному маслу у ритейлеров тендерная позиция, то есть торговая сеть заявляет о готовности купить какое-то количество товара и устраивает тендер среди поставщиков. Побеждает тот, кто дает низкую цену и способен сохранять объемы поставок.
Но многие составляющие продуктов имеют импортное происхождение, то есть все сильно зависят от курса доллара. Семенной фонд, составные комбикормов по яйцам. Если бы хотели зафиксировать цены на продукты, то надо было установить фиксированный курс рубля. По этому пути движется Китай, где государство регулирует курс юаня, за счет чего инфляции нет. И это касается экономики в целом.
«СП»: — Скажем, себестоимость масла 60 рублей за литр в этом году. Почему же на полках оно стоит 110?
— Есть схема логистики, которая меняет стоимость продукции. Например, в Калининградской области есть зона свободной торговли. Кто-то находится далеко от потребителя, как Ростов-на-Дону от Москвы. Просто привезти фуру масла надо добавить 2−3% к стоимости, плюс 5−6 рублей к логистике.
Сама торговая сеть имеет операционные расходы. Сеть получает продукт, обрабатывает, развозит отдельно в каждый магазин. Это дополнительно 12−15%. Плюс доходы самого магазина и его операционные расходы, налоги. В итоге к цене, что пришла с завода добавляется около 50 рублей.
На продуктах повседневного спроса сети сегодня не наживаются. Они продают их по себестоимости. Прибыль идет за счет других востребованных продуктов. Это бакалея, чай, кофе, пластмассовые изделия, бытовая химия. Вот в этих сегментах наценка иногда составляет 150%.
«СП»: — Выходит, что рост цен нельзя остановить простым запретом.
— Государство должно привязать курс доллара — это первая мера. Во-вторых — надо фиксировать тогда цены на многие товары. Скажем, на бензин, от которого зависит очень многое.
— Производитель должен быть уверен, что цены будут стабильными. Если заморозить цены только на ряд конечных товаров, то эффекта не будет.