Высшая школа экономики (ВШЭ) подсчитала, что россияне в 2020 году больше всего боялись потерять работу (таких 37%), а также столкнуться к невыплате зарплат и пенсий (по 21%).
А вот инфляции россияне якобы перестали бояться, как в предыдущие годы (таких осталось всего 17%) и лишь 2% сейчас опасаются обесценивания своих сбережений.
По мере того, как фокус социального внимания смещается на зарплату и занятость, улучшается и отношение граждан к представителям бизнеса. Впрочем, это взаимосвязанные явления: 88% россиян уверены, что предприниматели полезны для экономики страны, поскольку создают новые рабочие места, а 76% считают, что бизнес нужен для разработки и продвижения новых продуктов, услуг и сервисов.
В преддверии 2021 года консалтинговые агентства делились и прогнозами на развитие рынка труда. В частности, рекрутеры из Manpower уверены, что появится множество относительно новых профессий, которые будут востребованы.
Так, ряд из них связаны с медициной (специалист по реабилитации, ассистент врача, медицинский переводчик), а другие — со стремительно растущей сферой онлайн-услуг (специалист по информационной и кибербезопасности, проектный финансист, онлайн-репетитор, SMM-специалист).
Причем появляются не только новые профессии, но и формы занятости. Неслучайно в 2021 году уже узаконена дистанционная работа, причем сразу в трех видах: «удаленка» на постоянной основе, «удаленка» на периодической основе и «удаленка» на определенный период (в которую работник отправляется вынужденно). Фактически, правительство всего лишь формализовало то, что существовало на рынке труда уже давно, как минимум с начала пандемии.
Своими соображениями о том, что будет происходить на рынке труда в 2021 году, со «Свободной прессой» поделился председатель правления кооператива «Обновление» Михаил Дорофеев.
«СП»: — Михаил, незадолго до Нового года рекрутинговое агентство Hays подсчитало, что наемные работники в России четко поделились на три одинаковых части: у кого зарплаты выросли, снизились и остались прежними. Как же так, ведь до этого все аналитики говорили о резком снижении зарплат, а, оказывается, не все так плохо?
— Столь разношерстная картина по динамике личных доходов в исследовании отражает различную степень удара пандемии по различным отраслям экономики. Пандемия послужила в некотором роде стимулом для наметившихся ранее трендов (в частности, на цифровизацию) и способствовала зарождению новых трендов (переход работы в удаленный формат).
«СП»: — И какие отрасли сейчас в выигрыше?
— Мои коллеги говорят о росте востребованности IT-специалистов и сотрудников фармацевтической отрасли. Отдельно можно сказать об активном найме курьеров, востребованных в условиях карантина и переключения шопинга в онлайн-формат.
Также позитивный тренд можно отметить и в финансовой сфере на фоне переориентации населения с депозитов на более сложные инвестиционные продукты.
В условиях непростой демографической ситуации и неэффективной системы образования даже на фоне падения общего уровня располагаемых доходов населения (во втором квартале на 8,4% и на 3,8% в третьем) в этих сферах зарплата могла вырасти.
«СП»: — Ну а в каких отраслях в 2021 году продолжатся негативные зарплатные тенденции?
— В сфере туризма, транспорта, гостиничного хозяйства, общественного питания. Да и вообще в целом в сфере услуг.
Рост безработицы в целом по экономике в 2020 году шел за счет оптимизации численности сотрудников именно этих отраслей, что давило на наблюдаемый в них уровень зарплат.
Текущая рецессия в российской экономике в этом отношении отличалась от предыдущих как раз этим сегментированным характером. Наиболее пострадавшим в этот раз оказалась сфера услуг и малый бизнес (согласно исследованию Торгово-промышленной палаты РФ, к августу закрылся каждый пятый бизнес в России).
Не всем удалось получить поддержку государства. Но все же основной причиной выступил слишком малый запас прочности в условиях шока спроса из-за ограничительных мер и падения доходов граждан вкупе с их изменившимся потребительским поведением.
«СП»: — Вторая волна коронавируса, которая началась осенью, может продлиться до лета, заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова.
— Вторая волна переносится легче, однако она также является причиной стресса для «выживших» компаний. Оперативные индикаторы экономики говорят о меньшем падении потребительского спроса, чем весной.
Думаю, влияние пандемии продолжит сказываться и в первом квартале 2021 года. Падение реальных располагаемых доходов населения на 3% по итогам прошлого года в прогнозе правительства выглядит уже малореалистичным. Возврат экономики к доковидным уровням ожидается теперь только в 2022 году. Доходы граждан с поправкой на инфляцию как запаздывающий индикатор могут восстановиться к отметкам до начала пандемии еще позже.
Однако более оптимистичная картина может сохраниться у специалистов из тех отраслей, которые выиграли от смены отраслевой структуры. Большинство же из остальных смогут дать позитивные оценки своих доходов не ранее лета.