Строительство транспортного коридора на Южном Кавказе обсуждается на переговорах в Москве. Первая встреча вице-премьеров России, Армении и Азербайджана, по данным РБК, была запланирована на 27 января. В ней также должен принять участие гендиректор Южно-Кавказской железной дороги.
Как сообщает РБК, обсуждается строительство железной дороги через территорию Армении, которая свяжет Россию и Армению, Армению и Иран, Азербайджан и азербайджанский эксклав Нахичевань (сейчас для связи с Нахичеванью у Баку есть только авиасообщение).
Дорога последовательно пройдет через Дагестан, Баку, затем вдоль границы с Ираном по реке Аракс, через Мегри (Армения), Джульфу (Азербайджан), Нахичевань и завершится в Ереване. От Джульфы уже существующая железнодорожная ветка ведет в иранский город Тебриз.
Азербайджан уже начал строительство своего участка железной дороги между городами Горадиз и Зангелан (70 км). По словам Ильхама Алиева, на это уйдет два года. Кроме того, Баку хочет добиться строительства автомобильного шоссе по тому же маршруту, которое свяжет Азербайджан и Турцию.
Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзоян считает не до конца урегулированный статус Нагорного Карабаха помехой проекту.
— Планируемый транспортный коридор будет очень полезен всем государствам Южного Кавказа, за исключением Грузии. Россия получит прямой путь на рынок Армении — нашего союзника по ЕАЭС, а также Турции — крупнейшего торгового партнера.
Кроме того, это элемент престижа. Обсуждается, что коридор будет контролироваться российскими военными. Также появление транспортного коридора побуждает Грузию на диалог с Россией, поскольку Тбилиси потеряет огромные доходы когда сухопутные грузы пойдут через Армению.
Но для всего этого надо начать и закончить строительство, и коридор должен функционировать безопасно. А если азербайджанцы будут его перекрывать — утром хочу, вечером не хочу, то ничего не выйдет.
«СП»: У вас есть сомнения в реализации проекта?
— Конечно. Для этого нужны большие деньги. А главное, это ненадежно, поскольку конфликт в Нагорном Карабахе до конца не разрешен. Где гарантия, что через пять лет Азербайджан не потребует вывести российских миротворцев (по соглашению это может произойти в случае заявления любой из сторон — авт.), чтобы захватить оставшуюся часть территории и устроить там репрессии? И если Россия не уйдет, то Баку может перерезать дорогу.
Озабоченность по поводу поведения Баку разделяет и политолог Айк Халатян.
— Сомнительно, что граждане Армении в обозримое время рискнут пользоваться какими-нибудь дорогами, идущими через Азербайджан. Недавно в грузинском селе, где живут азербайджанцы, нападению подверглись армянские фуры. Раз это случилось в Грузии, тем более может случиться в Азербайджане. И нет шансов, что власти там будут искать и наказывать виновных.
Несмотря на начало переговоров, армянскую сторону сейчас больше всего волнует вопрос военнопленных, которых Баку в нарушение заявления трех президентов от 9 ноября не возвращает. Звучит резкая критика со стороны почти всех политических сил Армении. Пока это не решено, армянским властям не стоит решать другие вопросы, интересные в первую очередь Азербайджану и лишь в некоторой степени Армении.
Многое будет зависеть от развития политических событий в Армении. Удержится ли у власти Пашинян. Если нет, то какой подход будет у новых властей. Эту тему сильнее всего пропагандируют действующие армянские власти. Но их крайне низкий рейтинг среди граждан играет, скорее, против этого проекта.
«СП»: — Почему для Азербайджана транспортный коридор важнее, чем для Армении?
— Известно, что давно существует пантюркистский проект. Подобный коридор дает Турции возможность через Нахичевань выйти на Азербайджан, а оттуда через Каспийское море на тюркские страны Центральной Азии. По мнению турецких властей, это будет способствовать проникновению Анкары в этот регион и усилению там ее влияния.
В свою очередь у Азербайджана появится надежная связь со своим главным союзником. Мы же знаем знаменитую формулу «один народ — два государства», которую в свое время озвучил Гейдар Алиев и сейчас повторяют на всех своих встречах Эрдоган и Алиев-младший.
Эксперт по Ближнему Востоку и Кавказу Станислав Тарасов, считает опасность, исходящую от Турции преувеличением. Россия от новой транспортной инфраструктуры выиграет и политически, и экономически.
— Москва, выступив удачно посредником в конфликте в Нагорном Карабахе, обозначив присутствие своих миротворцев фактически на территории Азербайджана, поддержав пункты мирного соглашения по разблокированию коммуникационных коридоров, теперь конвертирует свое присутствие в экономическую составляющую.
Если сейчас все наземные коммуникации России с Турцией возможны только через Грузию, то после разблокирования сообщения с Арменией становится выгодней прокладывать не только транспортные, но и энергетические коридоры через территорию Армении и Карабаха. И эти изменения носят качественный характер.
Россия интегрируется в китайский проект «Один пояс — один путь». Таким образом, три страны — Россия, Армения и Турция начнут получать экономические выгоды глобального уровня. Коммуникации Грузии в этом случае будут использовать как запасные. А фактически она выпадает из закавказского ансамбля (такие опасения недавно высказал Саакашвили — авт.).
Американцы пришли в шок от этих удачных действий Москвы. Это была изящная игра.
«СП»: — Есть мнение, что Турция опасна и Россия может потерять от активности Анкары в зоне наших интересов…
— Это все армянская историография, которая видит в турках врагов по известным причинам. Начиная с 1920-х годов, у нас был достаточно позитивный опыт взаимодействия с Турцией. То, что начали Ленин и Атататюрк — вступив в альянс они тогда стабилизировали Закавказье, теперь продолжили Путин и Эрдогана.
Турция присутствует в Азербайджане после развала СССР. Сейчас качественно ничего не изменилось. Разве что повысился авторитет Анкары в глазах азербайджанцев в связи с ее поддержкой в карабахской войне. Хотя у нас и любят пугать неоосманизмом.
Азербайджан никогда не согласится разместить у себя турецкие военные базы, потому что для этого нужен фактор внешней угрозы, а его нет. Россия — не угроза. Благодаря позиции Москвы Баку вернул свои территории. Ереван тоже не угрожает. Возможно только символическое присутствие турок.
Новый альянс России и Турции укрепляет позиции России в Закавказье. Игра Запада там слабая. Не зря американцы пытаются реанимировать Минскую группу по Карабаху, чтобы поднять вопрос о статусе наших миротворцев и самого региона. Цель — убедить всех, что карабахские соглашения случайны, промежуточны и главные договоренности впереди.
Но вопрос статуса Карабаха можно решать не только в формате Минской группы. Учитывая, что российские миротворцы де-факто находятся на территории Азербайджана, то статус этого анклава может быть определен двусторонним соглашением между Москвой и Баку. Это может быть протекторат. С учетом того, что армяне и азербайджанцы вместе проживать не могут.
Такие качественные изменения происходят раз в несколько десятилетий.
«СП»: — А если Турция полезет через Каспий в Центральную Азию — российское «мягкое подбрюшье»?
— Не надо ее демонизировать. Напомню, что когда Турция создала союз тюркских государств, Москва высказала желание стать членом этого союза, поскольку у нас часть населения тюрки. Анкара тогда сразу задергалась. Мол, тогда сильная Россия станет в этом союзе первой. Так что проникновения Турции в Центральную Азию бояться не надо. А вот проникновение России на Ближний Восток через этот коридор очень даже реально и экономически перспективно.
По мнению президента Научного общества кавказоведов, главного научного сотрудника ИМЭМО РАН Александра Крылова, железнодорожная ветка поможет российским военным.
— Для России главная ценность транспортного коридора в том, что он открывает путь для стабилизации всего Закавказья. Потому что если будет прогресс в социально-экономическом развитии, то и политическая ситуация будет улучшаться. Но эта перспектива пока осложняется воинственными настроениями и в Азербайджане, и в Армении.
Коридор решит проблему надежного сообщения с Арменией, которого не было последние 30 лет. В Россию может поставляться армянская сельхозпродукция, легче будет снабжать нашу военную базу в Гюмри. И Россия, и Армения получат путь в Южную Азию, к Персидскому заливу. Это дополнительный выход на мировые рынки.
Главное, чтобы Азербайджан смог обеспечить безопасность коридора. Если в начале еще можно будет возить грузы «бронированными вагонами», то в перспективе нужны изменения в общественных настроениях. Люди должны почувствовать свои выгоды. Пока же армянской стороне очень трудно принять итоги войны даже психологически.
— То, что планируется сделать в Закавказье — это часть обустройства транспортного коридора «Север — Юг» (от Петербурга до Шри-Ланки — авт.), включающего железнодорожные, морские и шоссейные дороги, — отмечает руководитель сектора Ирана Института востоковедения Нина Мамедова. — Возможное смягчение после победы Байдена американских санкций в отношении Ирана ускорит его развитие. В этом заинтересованы и Европа, и Индия, и Иран, и, конечно, Азербайджан. Ведь несмотря на санкции железнодорожный мост в Астаре (город на границе Ирана и Азербайджана) в рамках этого коридора построили.