В феврале в России появится совершенно новая структура в налоговой службе — инспекция, которая займется самыми богатыми людьми страны. Теми, кто зарабатывается более 500 млн. рублей в год.
«Под микроскопом» рассматривать будут тех, кто имеет за границей контролируемые компании, финансовые операции и банковские счета. А также те, кто ведет инвестиционную деятельность.
Логику появления такой инспекции в ФНС объясняют тем, что рядовые сотрудники службы в регионах нередко не обладают должной компетенцией. Кроме того, зарубежные активы богатеев для налогового контроля недоступны.
Действительно ли создание «налоговой богачей» позволит эффективнее пополнять отечественную казну? Этот вопрос «Свободная пресса» задала экспертам по финансам.
Руководитель консалтинговой финансово-правовой компании Selen Grand Елена Степнова уверена, что в России необходим особый контроль за доходами богатых людей.
— Работа с физическими лицами с крупными доходами требует особой компетенции сотрудников. Ведь приходится иметь дело со сложными финансовыми операциями и применением международных договоров в области налогообложения, — говорит Степнова. — Также изменился порядок определения налогового резидентства, расширен международный информационный обмен, повысилась налоговая нагрузка на собственников дорогостоящих объектов имущества.
«СП»: — Вы говорите про потенциальные возможности. А можно ли сейчас сделать прогноз, насколько вообще «налоговая богачей» окажется реально эффективной?
— Создание такой инспекции — это еще один шаг государства в вопросе контроля физических лиц на предмет доходов и уплаты налогов. У налоговых инспекций сегодня достаточно ресурсов и источников, необходимых для проверки, просто необходимо консолидировать их по определенным критериям.
Тем более, что опыт создания инспекций по крупнейшим организациям в соответствии с их специализацией в России существует уже с 2018 года, когда службой руководил Михаил Мишустин.
Да и опыт развитых стран подсказывает, что в этом есть положительный эффект. Наличие особого контроля всегда побуждает к порядку. Главное чтобы применяемые контрольные меры были адекватны, обеспечивалось сохранение информации и данных.
Полностью согласен с коллегой адвокат и управляющий партнер компании Tax Compliance Михаил Бегунов:
— Создание новой инспекции назрело давно, так как в России становится достаточно много физических лиц с высокими доходами. Обычные территориальные инспекции с ними уже не справляются.
Во-первых, в обслуживании с такими физическими лицами нужен особый подход (все-таки, это VIP-плательщики). Во-вторых, у данных лиц доходы образуются от сложных финансовых операций, проверка которых требует глубоких знаний не только налогового законодательства, что специалисты обычной территориальной инспекции нередко не смогут себе позволить.
Старший юрист юридической компании «Нимандс Лигал» Анастасия Черникова отмечает, что пристальный контроль за доходами олигархов — это продолжение политики деофшоризации.
— Создание отдельной налоговой инспекции, специализирующейся на физических лицах с доходом, превышающим 500 млн. рублей, обусловлено, как отмечают и сами представители ФНС, изменениями в налоговом законодательстве произошедшими за последние 7 лет. Изменения эти в большинстве своем были приняты в рамках политики деофшоризации и борьбы с уклонением от уплаты налогов, — говорит Черникова. — Я напомню, что эта борьба приняла еще больший оборот после выявления многочисленных фактов нарушения законодательства, связанных с масштабными операциями по отмыванию и легализации денежных средств в совокупности с неуплатой многомиллионных сумм налоговых отчислений в бюджет страны.
«СП»: — Всерьез думаете, что этой публике будет сложнее уклоняться от налогов, если за ними будет следить отдельная инспекция?
— Делать прогноз сложно. Но очевидно, более высокий уровень дохода предусматривает и более сложную структуру его распределения, хранения и инвестирования: будь то зарубежная недвижимость или группы компаний. Контроль за такими налогоплательщиками требует глубоких знаний не только российского законодательства, но и международных актов.
Создание специализированной налоговой инспекции, определенно, должно разгрузить районные инспекции, но её эффективность покажет время и зависит от того, удалось ли ФНС найти специалистов в сфере международного налогового права или произвести достаточную подготовку и обучение персонала.
«СП»: — У многих состоятельных людей есть зарубежные активы? Как они будут платить с них налоги в России?
— Налоговым кодексом предусмотрено, что налогообложению подлежит доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за её пределами. И именно для контроля за доходами, полученными российскими гражданами за рубежом, в 2014 году был принят Федеральный закон № 376-ФЗ, именуемый также законом о контролируемых иностранных компаниях (КИК), обязывающий налогоплательщиков уведомлять российские налоговые органы об участии в иностранных организациях и декларировать доход, полученный такими компаниями.
Что удивительно, даже по прошествии 7 лет с момента подписания нормативно-правового акта и 6 лет с момента вступления его в силу, сотрудники налоговой инспекции не всегда корректно трактуют его положения, допуская ошибки.