Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Копите деньги на туфли, мебель и еду

Как нехватка морских контейнеров вышла боком россиянам

4850
Материал комментируют:

В России произойдет очередное подорожание потребительских товаров. Пока эксперты говорят об импортной группе — обуви, бытовой технике, мебели и еде. Но когда в нашей стране было, чтобы подорожавший импорт не потянул следом за собой вверх и цены на отечественные товары?

А нынешний рост цен на импорт объясняется проблемами, связанными с его транспортировкой. Из-за нехватки контейнеров произошло резкое подорожание морских перевозок. Огромное количество контейнеров «застряло» в портах и на складах Европы и США, тогда как оживление экономики привело к ажиотажному спросу на перевозки. Как отмечают «Известия», мировой морской транспорт уперся в «бутылочное горлышко», выйти из которого быстро не получится. И прогнозируют, что нехватка мощностей в портах может обернуться для Европы и России инфляционным взрывом.

Однако ссылки некоторых экспертов на рост цен в морских перевозках больше походят на отвлекающий маневр. Доля доставляемого морем импорта слишком мала в общей массе товаров, чтобы ощутимо влиять на ситуацию в целом.

Читайте также
Украина подсела на русские колеса Очередная «перемога» Киева: легендарный ЗАЗ спасут от банкротства машинокомплекты из Питера и Москвы

Свыше 90% потребительских товаров производится у нас в России. Однако, существенное и обширное подорожание потребительских товаров в нашей стране все же произойдет, но совсем по другим причинам. В экономике РФ возрастают в целом (а не только морские) издержки производителей, логистики и ритейла, которые вынуждены поднимать цены — на фоне снижающихся доходов населения, пояснил аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев:

— Прежде надо сказать, из-за чего образовалась такая проблема с морскими контейнерами. Во времена Трампа мировая экономика была по сути деглобализирована, Америка изолировалась от всего мира, с тем, чтобы вернуть производство в США, и существенно сократила торговый оборот со странами юго-восточной Азии, заметно — с Европой. Поэтому к концу трамповского срока все это начало восстанавливаться, а с приходом команды Байдена все это было отменено.

Нравится нам Байден или не нравится, но профессионалов он набрал в команду хороших. И получилась такая ситуация: США имеют глубоко отрицательное сальдо торгового баланса с Китаем — порядка 67,5 млрд долларов. Очень много покупают американцы у китайцев и мало им продают. И как только возобновилась торговля — пошли валом товары из Китая и вообще из юго-восточной Азии в США. И в результате в США образовался избыток контейнеров, а в юго-восточной Азии образовался их дефицит.

И, как говорил классик, хотелось бы заслушать начальника транспортного цеха. Действительно, о чем вы ребята думали, когда это происходило? Пустые контейнеры они перегонять не хотят, и ждут, когда накопятся грузы. Идиотизм. Но весь мир хотел переходить на контейнерные перевозки. Перешли, получили слабое звено. Теперь, когда это слабое звено лопнуло, цены на морские перевозки выросли в шесть раз, по другим данным — чуть ли не в десять.

Это неизбежное следствие того, что, когда создается какая-то технологическая цепочка, а использование контейнеров — это удобно, то, если какое-то звено рвется, по всей цепочке возникают проблемы. И в данном случае возникли проблемы с контейнерами. Они потянули за собой другие проблемы — возросли цены на остальные перевозки и т. д.

«СП»: — Насколько в этом увязли морские перевозки России?

— В нашей стране всего 8% грузооборота приходится на морские перевозки. Всего. Из них часть — это наши внутренние перевозки, они не касаются тех контейнеров, что застряли в США. Если же брать наши внешние, экспортно-импортные морские перевозки, то значительная часть перевозок — это нефть, газ, металлы, продукция машиностроения, зерно и т. д. На продукцию бытовой техники приходится очень мало.

Поэтому, когда нам говорят, что в стране холодильники подорожают на 15% из-за того, что подорожали морские перевозки, ну… это неправда. Потому что по бытовой технике ситуация такова. Примерно 90% продаваемых в России телевизоров, стиральных машин и холодильников иностранных брендов производятся здесь же, в России. И только 10% ввозятся из-за рубежа. Поэтому, когда нам говорят, что контейнер вмещает 60−70 холодильников, и вот теперь эти холодильники подорожают сразу в шесть раз, ну и что из этого? Холодильники Indesit (Индезит) все делаются здесь, у нас. Я пару месяцев назад покупал телевизор, сделанный в Белоруссии на заводе «Горизонт», хотя наклеечка на нем стоит импортная. Все это делается у нас, 90%. Поэтому для большинства бытовая техника не подорожает из-за морских перевозок. Ну, а узкий круг любителей сделанного именно за рубежом, условно — богатые, для них это не проблема.

Но обширное подорожание все же произойдет — по другим причинам. Возрастают в целом издержки производителей, логистики, ритейла. И это действительно плохая ситуация.

Обычно инфляция является следствием, скажем так, роста потребительских цен на уровне потребителя — это еще не очень страшно, потому что растут потребительские цены и растут доходы потребителя. То есть, нормальная страна должна иметь инфляцию 1,5%, 2%, 2,5%. Ну, 4%, как у нас, хотя бы. Это нормально, потому что растут цены и растут зарплаты.

А тут возникла ситуация, что цены стали расти из-за роста издержек у производителей. Накопились проблемы в течении 2020 года — мало помогали бизнесу, бизнес по сути сам выкручивался как мог, своими силами. Теперь все это накопившееся выплеснулось в то, что цены взлетели, на что-то очень сильно — это растительное масло, сахар, макароны и т. д.

Тут еще один момент такой немаловажный — экспортеры постарались еще. Дело в том, что очень выросли цены на сахар и зерно в мире, и наши экспортеры, пока не ввели квоты на экспорт, поспешили побольше вывезти продукции за рубеж по высоким ценам. А чего ж не заработать-то?

Читайте также
Правительство повесило амбарный замок на шею аграриев Постоянно «плавающая» пошлина на экспорт зерна может утопить все достижения сельского хозяйства

В общем-то, любой нормальный бизнесмен воспользуется ситуацией заработать. Поэтому пришлось вводить ограничение цен, субсидировать всю цепочку от поля до прилавка, чтобы компенсировать возросшие издержки, вводить квоты на экспорт. В этом году в стране собрали второй по величине урожай пшеницы за всю историю, казалось бы, девать некуда, а цены взлетели.

«СП»: — Это теперь современная норма такая — чем больше урожай, тем выше цены?

— Конечно, причины совершенно в другом. Во-первых, взлетел курс доллара в прошлом году на 30%, а это не мало. Львиная доля оборудования, особенно в пищевой промышленности — импортная. А, например, в мясо-перерабатывающей — 100% импортная. А его приходится покупать за валюту, обслуживать за валюту. Субстанция — импортная. Медикаменты, фармацевтика вся на импорте сидит. Таблетки делаются у нас, но из импортной субстанции, на импортном оборудовании. Даже всеми любимое пиво производится в России на импортном оборудовании, с использованием импортных субстанций. Даже для производства хлеба приходится закупать за рубежом пшеницу второго сорта и улучшители, ну и плюс транспортные издержки. Из-за этого рост цен и проблемы на рынке труда. То есть, мы получили инфляцию издержек, когда цены выросли не со стороны конечного потребителя, а у тех, кто посередине — производители, обрабатывающая промышленность, логистика, ритейл и т. д.

Это гораздо более тяжела ситуация, она грозит так называемой стагфляцией, то есть, инфляцией на фоне стагнации экономики и на фоне снижающихся доходов населения. Вот это самый худший вариант. Это то, что сейчас происходит.

Выходить из этой ситуации крайне тяжело. Ну, правительство предпринимает какие-то меры. Направляются судии производителям, логистике и ритейлу на компенсацию выросших издержек — 4,7 млрд рублей в декабре, и 4,5 млрд рублей в начале этого года. Но, на мой взгляд, эти суммы недостаточные. По крайней мере, продолжающийся рост цен говорит, что производители, логисты и ритейл продолжают испытывать трудности и вынуждены поднимать цены — даже в условиях риска, что они не смогут свои продукты продать.

«СП»: — Но правительство обещает, что доходы населения скоро начнут расти…

— Пока не вижу экономических оснований для этого.

Последние новости
Цитаты
Сергей Глазьев

Доктор экономических наук, академик РАН

Олег Царёв

Политик, общественный деятель

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня