Институт экономики роста (Столыпинский институт), председателем наблюдательного совета которого является федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложил упразднить в России статус «индивидуальный предприниматель». При этом можно оставить юридические лица, а также самозанятых лиц, которые впервые появились в отечественном законодательстве лишь в 2018 году.
По мнению экспертов, упразднение статуса ИП (а их в России к концу прошлого года было более 3,5 миллиона) позволит четко разделить зоны ответственности и финансовые потоки.
«Во всем мире существуют или самозанятые, которые не имеют права нанимать людей на работу, или юридические лица — компании… Есть деньги компании, а есть личные деньги. Это разные два кошелька», — заявил Борис Титов.
В его словах, правда, читается большая забота не о благосостоянии самих предпринимателей, «путающих» два кошелька, а очередной запрос фискальных органов, которые давно усиливают нажим на «малышей». Учитывая же лоббистские возможности Титова, можно не сомневаться, что вопрос об упразднении статуса ИП из частной инициативы бизнес-омбудсмена разрастется до полноценного законопроекта.
Минфин вряд ли окажется против идеи перевести ИП в статус самозанятых, учитывая неплохие темпы собираемости налога на персональный доход (НПД). О том, что сегодня вообще происходит с малым бизнесом в России и как отразится на нем ликвидация ИП как класса, «Свободная пресса» поговорила с экспертами.
Экономический консультант, основатель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева считает, что сейчас, в условиях кризиса, государства должно быть озабочено совсем иными вещами. А именно — созданием стимула для развития малого бизнеса, а не его «классификацией».
— Экономические события последнего времени обозначили запрос на то, что в России должно быть более универсальное налогообложение. И, кстати, отказ от ЕНВД, который произошел в 2021 году, — это правильный первый шаг в сторону такой простоты налоговой системы.
Сегодня система налогообложения в России достаточно сложная. Предпринимателю, для того, чтобы квалифицированно вести налоговый и бухгалтерский учет, требуется много ресурсов, в том числе финансов. Самым оптимальным вариантом было бы введение одного, максимум двух налогов для бизнеса. Например, это налог в размере 4−6% с дохода плюс НДС. Тогда предприниматели смогли бы экономить на бухгалтерах и на налоговых взносах, а российский бизнес стал бы развиваться быстрее.
Генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова уверена, что для государства в лице налоговых органов статус самозанятых лиц удобнее для администрирования.
— Недавно ФНС объявила о создании отдельной налоговой инспекции для сверхбогатых людей. Думаю, до аналогичного отдельного контроля доходов самозанятых в ближайшее время точно не дойдет. Дело в том, что пороговые суммы годовых оборотов в 2,4 млн. рублей, не так интересуют налоговую как сотни миллионов и миллиарды в иностранных фондах и трастах.
«СП»: — Действительно ли быть самозанятым с точки зрения налогообложения проще, нежели предпринимателем?
— Процесс декларации доходов для плательщиков НПД максимально упрощен и почти автоматизирован. Учет доходов можно вести в приложении, оплачивать в пару кликов с банковской карты, а некоторые сервисы автоматизировали даже это, так что самозанятому остается только работать и зарабатывать, не думая о чеках, декларациях и взносах в ФНС.
Также на более позитивную динамику по сбору налогов с самозанятых влияет и самая низкая налоговая ставка на доход. Тут, как говорится, легче заплатить 4% или 6% и спать спокойно, чем не заплатить.
«СП»: — А что вообще российский бизнес, особенно малый, ожидает в 2021 году? Трудно избавиться от мысли, что предложение по ликвидации статуса ИП не было связано с интересом фискальных органов.
— Ну, мы видим, что уже введено прогрессивное налогообложение, и это, по мнению нашего правительства, 15% НДФЛ вместо стандартных 13%, на самом деле не очень существенная разница. При этом в странах Запада и того же Китая прогрессивная шкала может подниматься и до 30% и до 49%.
Забавным еще кажется тот факт, что в нашей стране считается богатством: 5 млн. рублей в год или около $65 тыс. — это одна пятая от средней годовой зарплаты врача в США.
Те же, кто зарабатывает в десятки и сотни раз больше (олигархи и, как правило, налоговые резиденты какой-нибудь другой страны) платить все равно ничего не будут. Отсюда и прогнозы ФНС на дополнительные поступления в бюджет от новой прогрессивной шкалы на незначительные 60 млрд. рублей.
Что касается предпринимателей, то хочется верить, что для бизнеса, и в особенности для малых и средний предприятий, пострадавших сильнее остальных в пандемию, ставки НДС в 2021 году все же снизят, чтобы стимулировать восстановление экономики, а также вернут запрет на проверки малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих служб, чтобы предпринимателям дышалось посвободнее в это непростое время.