Трудности перевода, ментальные различия, незнание местных обычаев и местного законодательства, высокий уровень конкуренции — это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются российские компании в Китае. Нюансы здесь повсюду, и в каждом регионе свои особенности. Безусловно, вся эта «китайская грамота» — один из ряда серьезных факторов, сдерживающих продвижение отечественного бизнеса на огромном и динамично развивающемся рынке соседней страны.
Еще в 2012 году президент РФ Владимир Путин заявил, что считает реальным доведение российско-китайского товарооборота к 2020 году до 200 млрд. долларов.
И вот прошло восемь лет, товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2020 года составил 107,76 миллиарда долларов, он сократился на 2,9% по сравнению с прошлым годом. Надо признать, что на это в том числе повлияла и пандемия.
Но даже в этих условиях китайская сторона сохранила динамику роста: китайский экспорт в Россию вырос на 1,7% в годовом выражении, а поставки из России в КНР сократились на 6,6%, как сообщала «СП».
Да что там пандемийный год, если, по данным Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), все последние десять лет российский экспорт в Поднебесную рос со средней скоростью 5% в год, импорт на 0,48% в год, а товарооборот всего на 2,6%. Пешком до Китая быстрее будет.
С китайской стороны, скажем так, неторопливость в этом вопросе вполне объяснима. В отличие от России, соседняя страна и без того активно развивается, уровень жизни и доходов ее граждан неуклонно растет. Кроме того, китайцы в нашей стране осторожничают не без оснований.
«На текущий момент, Россия — страна с повышенным инвестиционным риском, а инвестклимат отличается от стран Запада. Поэтому и критериев к отбору проектов больше. Самый главный вопрос для китайского инвестора — гарантия возврата средств. Партнеры хотят видеть понятную историю со сбытом продукции. Одним из локомотивов привлечения китайских инвестиций выступает Москва», — считает вице-президент РАСПП Максим Кузнецов.
Конечно, есть продвижение китайского бизнеса и в регионы России. Например, на днях было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве КБ «Солидарность» и Китайской национальной ассоциации производителей лесопродукции.
«Мы убеждены, что сегодняшнее соглашение положит начало эффективному сотрудничеству между Банком и участниками Ассоциации, создаст новые возможности для производителей продукции лесопереработки и позволит внести существенный вклад в укрепление торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем, прежде всего, на региональном уровне, например, между Иркутской областью и приграничными китайскими провинциями», — подчеркнул в своем выступлении председатель правления банка Игорь Чумаковский.
Как известно, Банк «Солидарность» поддерживает российский и китайский бизнесы, одним из приоритетов развития «Солидарности» является «Курс на Восток» — сотрудничество с Азией, в частности, с Китаем.
Для российского бизнеса, следующего тем же курсом, финансовая поддержка, безусловно, важна. Но не менее важно иметь набор конкретных знаний о предстоящем маршруте.
«При работе с Азией и особенно Китаем крайне важно развивать свое стратегическое присутствие в этом регионе. Тот же Русагро на днях смог подписать крупный контракт о поставках подсолнечного масла на полку в сети супермаркетов во многом благодаря такому присутствию.
Но любой результат начинается с обучения, поэтому мы совместно с членами нашего экспертного совета разработали образовательную программу по ведению бизнеса с Китаем, которая позволит донести до нашего бизнеса не только теоретические, но и реальные практические знания о том, как надо вести переговоры с Китаем, как защищать свои интересы юридически, как покупать и как продавать.
Я надеюсь, что эта программа также сделает вклад в развитие торговли и позволит эффективнее работать с Китаем, экономить как время, так и деньги", — сказал президент РАСПП Виталий Манкевич, открывая заседание экспертного совета, главным событием которого стала первая презентация и обсуждение исследования «Индекс перспективности китайских регионов для ведения бизнеса российскими компаниями».
Возглавил рейтинг Гонконг, лидерство которого обусловлено таким факторами, как высокий уровень экономического развития, высокий уровень потребительских расходов населения, статус финансового центра, особый налоговый режим, обилие субсидируемых выставок.
В Гонконге присутствует множество российских компаний, таких как ВЭБ, Алроса, Аэрофлот, S7. Вместе с тем, в Гонконге самая высокая стоимость открытия представительства, что ограничивает перспективы для МСП. «Гонконг интересен, прежде всего, как точка экспорта: здесь компактно проживает состоятельное население и развиты онлайн-платформы; точка торговли благодаря множеству выставок, а также как финансовый центр и наиболее оптимальное место штаб-квартиры компаний: здесь комфортный налоговый режим, проще всего в Азии найти деньги, в том числе для венчурных проектов за счет наличия фондовой биржи и офисов множества инвестфондов», — комментирует Виталий Манкевич.
Второй результат Гуандуна обеспечен огромным размером экономики, который в 2020 году уже второй раз за последние 10 лет обогнал размер российской, а также высокой популярность среди российских участников Кантонской ярмарки, в которой каждую сессию принимает участие более 7 тысяч участников в допандемийный период. В условиях пандемии онлайн-сессию посетило даже больше участников.
Третье место получил город центрального подчинения Шанхай. Также в топ-10 в порядке убывания вошли Пекин, Чжэцзян, Цзянсу, Шаньдун, Хэйлунцзян, Аньхой и Фуцзян.
Как отмечают эксперты РАСПП, места провинций в рейтингах обусловлены, прежде всего, уровнем экономического и социального развития, и их динамикой. Места выше своего экономического потенциала получили две провинции: Аньхой и Хэйлуннцзян, что связано с наличием особых политических программ и специальных проектов по сотрудничеству с Россией. Аньхой, в частности, является лидером среди китайских провинций по участию в программе Волга-Янцзы, а Хэйлунзян имеет специальные экономические зоны, ориентированные исключительно на Россию, находящиеся в приграничных зонах.
Аутсайдерами рейтинга стали Тибетский автономный район, Цзянси, Нянся-Хуэйский автономный район, Цинхай, Юннань и Хайнань. Впрочем, нельзя исключить, что именно здесь кто-то из российских предпринимателей увидит для себя новые возможности, например, из-за сравнительно низкой конкуренции.
Такая информация будет способствовать нарастить товарооборот России и Китая, считает Виталий Манкевич:
«Кроме этого, сейчас РАСПП активно разрабатывает программу по увеличению российского несырьевого неэнергетического экспорта с постепенным увеличением добавленной стоимости. Наша задача — это разработка полноценной стратегии поощрения иностранных инвестиций и контрактного производства.
Сейчас наш Фонд национального благосостояния и золото-валютные резервы работают на экономики других стран, хотя скромная часть из этих резервов могла бы кредитовать зарубежные инвестпроекты несырьевых экспортеров. Все, кто экспортировали в Китай понимают, что из-за логистического плеча и таможни товар дорожает и не может претендовать на массового потребителя, для этого нужно снижать издержки, а лучший способ — это локализация.
Мы предлагаем вместо кредитования экономики ЕС под 1%-, 5% давать часть из этих денег под 3% российским экспортерам и субсидировать закупки для целей инвестпроектов товаров и услуг российских компаний: оборудования, станков, услуг строительных компаний, услуг IT-компаний