Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
19 февраля 2021 08:40

Как и на чем зарабатывают «короли бензоколонок»

На АЗС автомобилист может потерять сотни тысяч рублей: топливо по-прежнему «бодяжат» и недоливают

3011

Недолив топлива в январе выявлен на каждой пятой заправке в Москве и Московской области. Таковы результаты проверки тайными покупателями ста случайно выбранных АЗС. Рекордный недолив составил более 13%. Впрочем, масштаб проблемы, по мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, несколько преувеличен.

«Такого, что везде не доливают, везде обманывают, нет», — подчеркнул он в ходе пресс-конференции в НСН.

По его словам, было проведено почти 2 тысячи тестов и это самое масштабное исследование розничной сети АЗС в России. В результате проверки выяснилось, что в среднем недолив топлива колеблется от 0,8% в летний период до 1,2% зимой.

«В Москве и Московской области, больше даже в области, наблюдается классическое соотношение: 80% заправок стараются быть честными и недолив там ниже среднего, а у 20% недолив выше среднего», — сообщил эксперт.

Он также добавил, что в ходе исследования были выявлены три сети АЗС, где был зафиксирован системный недолив топлива, но одна из сетей уже все исправила. Хотя катастрофы Петр Шкуматов не видит, однако отметил, что порядка 20 АЗС Московского региона отличились как значительным недоливом, так и продажей «некой жидкости», которую даже топливом нельзя назвать.

Читайте также
Повышение налогов: У правительства руки чешутся У кого Мишустин возьмет деньги на медицину и образование?

Он также рассказал, что некоторые заправки проверялись по несколько раз и процент недолива менялся в зависимости от температуры воздуха: чем ниже температура воздуха, тем выше погрешность.

«Это физика, поэтому нельзя огульно обвинять все заправки. Есть объективные физические аргументы в пользу того, что к погрешностям, которые устанавливают контролирующие органы, надо подходить более гибко», — считает руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов».

По мнению Петра Шкуматов, государственные стандарты по точности налива топлива излишне жесткие: сейчас максимальный недолив может быть 0,25%. Выдержать это требование, уверен эксперт, особенно зимой, могут менее половины «даже самых честных заправок». Он также сообщил, что летом, например, фиксировался перелив.

Кроме Московского региона, исследование проводилось еще в 8 регионах и оно показало, что там ситуация несколько хуже.

«Это не критичное отклонение от ситуации на столичном рынке. Если же говорить о самом честном и добросовестном рынке, то это внутри МКАД. Чем дальше от Москвы, тем больше колебания от разумных отклонений», — констатировал эксперт.

В свою очередь вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев связывает системные недоливы и реализацию некачественного топлива как элемент недобросовестной конкуренции.

«По большому счету, все заправки сейчас находятся в не очень хорошем состоянии из-за налогового маневра и фискальной политики. Независимые в более жестких условиях. Использование недобросовестных методов конкуренции — это большой камень в нормальные сети, которые в достаточно тяжелых условиях пытаются выжить», — полагает он.

По его мнению, те, кто реализует некачественное топливо или не доливает его, вносят большой разлад в системную работу честных участников рынка с регулирующими органами и обществом, портят имидж независимых заправок.

Вместе с тем, он согласен, что недоливы связаны с температурными режимами, технологическими проблемами, а также методами измерения, которые регулируются нормативными актами еще 1960−1970-х годов.

По итогам исследования АЗС Московского региона выявлены 5% индивидуальных заправок с некачественным топливом, привел данные проверки Петр Шкуматов. Как он считает, узнать такое топливо можно даже по запаху.

«Я с закрытыми могу понюхать стаканчик с бензином и отличить топливо разных НПЗ. Могу не только определить, где бодяга, но и где она куплена, потому что у таких заправок топливо пахнет весьма оригинально», — добавил он.

Эксперт ОНФ отметил, что часто недобросовестные АЗС наливают топливо просто идеально — «до миллилитра» — и дают скидки на свою продукцию. К сожалению, многие автовладельцы, польстившись на эти скидки, становятся жертвами некачественного топлива — «автомобиль приходит в негодность». Петр Шкуматов уверен, что качество топлива намного важнее, чем недолив.

Беспокойство экспертов вызывает и ситуация со стратегическим планированием в топливной сфере, ставшая явной в связи с недавним дефицитом топлива на Дальнем Востоке. Как рассказал Петр Шкуматов, сейчас обеспечивают страну топливом всего лишь 27 предприятий, а логистические цепочки выстроены определенным образом. Все работы на таких предприятиях планируются заблаговременно.

«Но есть регионы, которые настолько зависимы от одного конкретного предприятия, что если оно вдруг неожиданно встанет, то будет головная боль», — заметил он, добавив, что подобные факторы надо учитывать.

Дмитрий Гусев считает, что на Дальнем Востоке нужен современный НПЗ, так как существующие построены давно и их мощностей не хватает.

Читайте также
Миграционная ловушка: Россия без гастарбайтеров не сможет строить, сеять и пиццу развозить Стране остро не хватает рабочих рук, хотя в у нас целая армия безработных

«Сейчас все работает в режиме максимальной экономической эффективности. Если строить еще один НПЗ, то спрос же у нас не увеличится, а просто размазывается. Но его, может, и нужно строить, чтобы обеспечить резервные мощности на случай, если что-то не так пошло. А что, если два завода сразу выйдут из строя? А если проблемы будут на железной дороге? Об этом должны думать проектировщики системы», — подчеркнул он.

Дмитрий Гусев, в свою очередь, заметил, что это касается не только бензина. Он удивлен, что ни один дальневосточный регион не включен в программу по развитию газомоторного топлива, которое может стать альтернативой, особенно в экстренной ситуации.

Недоумевает эксперт и по поводу того, что не обсуждается инвестиционная составляющая бизнеса независимых АЗС.

«Разговор идет о том, чтобы выжить. Если бизнес не приносит прибыли и не имеет инвестиционной привлекательности, рынки потребления топлива сужаются. Такое произошло впервые за последние 25 лет, с чего строить новые заправки и НПЗ? А Минфин не согласовывает льготы на строительство новых НПЗ, им это не нужно. По сути, у нас Минфин выступает стопором экономического развития Дальнего Востока», — заключил эксперт.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня