Примерно 18 европейских компаний вышли из проекта по строительству «Северного потока-2» из-за опасений по поводу санкций США, пишет немецкая Tagesspiegel со ссылкой на отчет госсекретаря США. Сообщается, что речь идет о компаниях со штаб-квартирами в Великобритании, Франции и Германии. В списке значатся Zurich Insurance Group, немецкий поставщик Bilfinger, страховщик Munich Re Syndicate Limited и парижская Axa Group.
О том, что прекратить обслуживать «Северный поток-2» решила немецкая перестраховочная компания Munich Re Syndicate Ltd, являющаяся дочерней фирмой Мюнхенского перестраховочного общества Munchener Ruckversicherungs-Gesellschaft, стало известно на днях.
«Можем подтвердить, что контрактные отношения между „Северным потоком-2“ и нашей дочерней фирмой Munich Re Syndicate Ltd были закончены», — заявил представитель компании, отказавшись при этом уточнять причину такого решения. Однако в Reuters утверждают, что отказ был спровоцирован угрозой введения санкций со стороны США.
23 февраля в Госдепе США оценили эффективность санкций США против «Северного потока-2». Представитель внешнеполитического ведомства Нед Прайс заявил, что в новой администрации США считают, что нынешняя стратегия работает хорошо и принимаемые против проекта меры работают.
В то же время, как сообщает Axios, противники «Северного потока-2» в Европе отмечают нерешительность Джо Байдена в отношении строительства газопровода. По их мнению, американский лидер не хочет противостоять Ангеле Меркель и наносить значимый ущерб Германии, что приведет к «огромной геополитической победе России».
Победе ли? Пока что мы видим, как европейские компании одна за другой выходят из проекта. Но так ли это критично?
— Насколько я знаю, они не вышли из проекта одномоментно, — говорит эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.
— В докладе Госдепа говорится, что как минимум 18 компаний уже отказались от участия в «Северном потоке-2». Кто-то раньше, кто-то позже. Американцы не только угрожают европейскому бизнесу, но с гордостью рапортуют об этом.
«СП»: — Это критично? К примеру, если говорить о страховой компании Munich Re Syndicate Ltd? Это как-то ударит по проекту?
— Могу предположить, что все компании согласовывали свои действия как с федеральным правительством Германии, так и с Nord Strean 2 AG. Решения об их выходе из проекта принимались с учетом того, что «Северному потоку-2» это не повредит. Вернее, принципиально не поменяет расклад. Альтернативных страховщиком Москва найдет, не вижу здесь большой проблемы. Скорее всего, страховать газопровод будет какое-то российское юридическое лицо, которое не страшно подставить под санкции. Точно так же, как не страшно подставить владельца баржи «Фортуна», которое ведет прокладку.
«СП»: — Кстати, как к ужесточению санкций против «Северного потока-2» относятся немецкие власти? Чем та же Германия может ответить?
— Немцы сейчас будут искать подход к новому хозяину Белого дома, убеждать его в том, что «Северный поток-2» нужно достроить. К тому же, самих санкций против европейских компаний пока не было. Были только угрозы, которым вняли отдельные партнеры «Газпрома». Поэтому Германия сейчас явно не настроена «отвечать». Она ищет почву для компромисса.
«СП»: — Западные СМИ пишут, что Европа, особенно, Германия испугались полного разрыва с Россией, в частности из-за опаски срыва СП-2 и потому не стали вводить жестких санкций по делу Навального. Так ли это? Для них это действительно страшно? Как долго они будут сопротивляться давлению на проект, и сколько компаний должно выйти из проекта, чтобы Меркель сдалась?
— В этом определенно есть логика. Даже если «Северный поток-2» достроят, никаких новых экспортных трубопроводов в западном направлении «Газпром» проектировать не будет. Европа зарекомендовала себя крайне ненадежным партнером, который то ли не может, то ли не хочет избавиться от американского диктата. Реализовывать с ней многомиллиардные совместные проекты — себе дороже.
Если же Германия не сможет отстоять СП-2, то отношения Москвы и Берлина станут еще хуже. Возможно, немцы боятся обострения конфликта в Донбассе, выхода ЛДНР из Минских соглашений, их официального признания со стороны России.
Меркель до последнего будет цепляться за «Северный поток -2». У неё и её преемника на посту председателя ХДС нет другого выбора — прогнуться под американцев означает спровоцировать серьезные электоральные проблемы для правящей партии. Здесь важно учитывать, что вопрос строительства газопровода для Германии уже давно имеет не только внеше-, но внутриполитическое измерение.
«СП»: — Ранее в Госдепе оценили эффективность санкций США против «Северного потока-2», заявив, что принимаемые против проекта меры работают. Можно ли согласиться с этим оптимизмом?
— Сложно сказать. Давайте представим, что европейские компании будут выходить из проекта, а строительство «Северного потока-2» все равно продолжится. Какой тогда смысл в американских санкциях?
Сейчас так и происходит: «Фортуне» угрозы Вашингтона не страшны, в середине февраля она спокойно возобновила работы в исключительной экономической зоне Дании. Поэтому вопрос об эффективности санкций я бы назвал дискуссионным.
«СП»: — Ранее стало известно, что Байдена раскритиковали за нерешительность по «Северному потоку 2». А чего ожидали?
— Байден оказался в непростой ситуации. Он желает наладить отношения с Германией, которые испортились во времена Трампа. Причем новый президент США обвиняет в этом своего предшественника, то есть признает вину американской стороны. Следовательно, Вашингтон должен исправить ситуацию — загладить вину перед Европой. Как именно? Ответ напрашивается сам собой: дать зеленый свет «Северному потоку-2».
С другой стороны, если газопровод построят, то трамписты заклеймят Байдена позором, объявят его предателем
— Когда говориться о том, что из «Северного потока-2» вышло 18 компаний важно понимать, что это заявление сделал представитель Госдепа США, — подчеркивает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Для США важно продемонстрировать успешность своих санкций. А пока «Северный поток-2» создает неприятный для Вашингтона прецедент: США ввели санкции, призванные остановить строительство газопровода, а газопровод все равно продолжает строиться. Получается, что санкции не работают. Поэтому Госдеп и пытается улучшить картину. Но 18 компаний вышли из проекта не сейчас, эта сумма компаний, которые в разное время отказывались от сотрудничества в рамках проекта. В том числе и швейцарская компания Allseas, которая предоставляла свои суда- трубоукладчики до введения санкций против СП2 в декабре 2019 г.
Другие компании — это разные подрядчики, поставщики оборудования, страховые компании, сертификаторы
Более того, трубоукладочная баржа «Фортуна» продолжает работы уже после того, как попала в санкционный список СПГ. У проекта еще могут возникнуть сложности из-за санкций, но на стадии ввода в эксплуатацию. Так, «Газпром» должен будет собрать ряд сертификатов и прочих документов о готовности газопровода к работе и тут может оказаться, что кто-то из тех компаний, который должен был выдать сертификат, откажется это делать из-за страха попасть под санкции.
Но «Газпром» решает проблемы по мере их поступления. Пока нужно достроить газопровод, а уже далее — собрать все необходимые бумаги.
«СП»: — Партнер «Газпрома» по строительству газопровода Wintershall Dea объявила о завершении вложений в него. Как это понимать? Просто завершили выполненную программу вложений? Других не планировалось? Или испугались санкции?
— По сути, Wintershall подтвердил, что соблюдает санкции США. Дело в том, что действующие санкции сводятся к двум пунктам: 1) запрещено оказывать услуги по строительству газопровода, 2) запрещено финансировать СП-2. Поэтому Wintershall сообщила: сколько она успела до введения санкций передать проекту, столько и останется, больше она предоставить напрямую проекту не может, так как это теперь запрещено. Однако Wintershall может предоставлять финансирование косвенно. «Газпром», например, выпустит евробонды, Wintershall их купит и тем самым предоставит деньги «Газпрому», а тот пустит их на СП-2. Это не запрещено. Уже предоставленные средства участники проекта обратно у «Газпрома» не просят. Так что ничего страшного не происходит. Средств на завершение строительства и запуск СП-2 хватает…