США и Великобритания обсуждают новые «экстремальные санкции» против Российской Федерации. Они включают в себя не только ограничения против олигархов, к которым может быть применен «акт Магнитского», но и санкции против российского госдолга. Как пишет Bloomberg со ссылкой на источники, крайние меры могут быть введены в случае нарушения запрета на применение химического оружия и, скорее всего, будут синхронизированы с Евросоюзом. По словам одного из источников, еще одним триггером для санкции может стать и «упорство» российских властей в отказе расследовать отравление Алексея Навального.
О санкциях против суверенного долга России в США раздумывают уже давно, однако до сих пор они не вводились, так как могут нанести ущерб американским и европейским инвесторам. Против этого решения выступил американский Минфин в 2018 году, указав, что оно может вызвать негативные последствия для мировых финансовых рынков.
В 2019 году после отравления Сергея и Юлии Скрипалей США ввели частичные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях валютных госбумаг России (еврооблигаций). Однако на вторичном рынке торговля российскими евробондами и покупки рублевых ОФЗ не блокировалась, так что ограничения были чисто символическими.
Однако теперь члены новой демократической администрации полагают, что последствия от санкций против российского госдолга могут быть не такими уж серьезными для США и мировой финансовой системы, так как объем инвестиций сократился. Такого мнения придерживается, например, замглавы Совета нацбезопасности Далип Сингх. Для ограничений готова и законодательная база — в конгрессе давно зарегистрированы законопроекты DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля») и DETER («О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы»), включающие соответствующие санкции. Надеяться можно разве что на то, что после выборов 2020 большинство осталось за республиканцами, которые были против таких мер.
Российские власти неоднократно говорили, что готовы к санкциями против госдолга, хотя считают из маловероятными. Однако, несмотря на браваду, они несут серьезные риски для российской экономики. Счетная палата отмечала в октябре, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ создает риски для федерального бюджета на тот случай, если «массовая реализация нерезидентами принадлежащих им портфелей ОФЗ» приведет к росту доходности госбумаг.
По данным ЦБ РФ, иностранные инвесторы держат 42,8 млрд. долларов в рублевых облигациях федерального займа, занимая 23,4% рынка, а в отдельных выпусках их доля достигает 50% или выше. На рынке валютного госдолга нерезидентам принадлежит 55%, или 21 млрд. долларов. Таким образом, внешний госдолг правительства РФ составляет 63,8 млрд. долларов — около четверти годовых доходов федерального бюджета и примерно 10% российских ЗВР.
Ведущий аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский объясняет, что в случае введения санкций против госдолга РФ, курс рубля может подскочить в моменте до 120, но в итоге экономика вернется примерно в нынешнее состояния, так как иностранный долг выкупят отечественные банки.
— Рассматривается два основных варианта санкций против российского госдолга. Первый сценарий — запрет на покупку новых выпусков бумаг, и второй — полный запрет на владение.
Если будет введен запрет на покупку новых выпусков, но всем, кто ими уже владеет, дадут досидеть до погашения, это спровоцирует некую волатильность рубля, курс на время подскочит до 80, после чего все вернется на круги своя. Потому что все, кому нужно будет покупать российский госдолг, будут делать это через офшоры, а не напрямую. Отследить выполнение этих санкций не так просто, если хорошо выстроить финансовую логистику.
Конечно, какие-то фонды вообще уйдут с российского рынка и перестанут покупать наш госдолг. В худшем случае, мы вернемся в ситуацию, когда иностранцам было запрещено напрямую инвестировать в наш госдолг. Напомню, что до того, как иностранным инвесторам открыли доступ к нашему долговому рынку, они могли покупать ОФЗ, только открывая счет непосредственно в России. Эти бумаги не котировались в европейских системах Euroclear и Clearstream.
Это значит, что доходность по ОФЗ будет на 1−1,5% выше. Это несет определенную нагрузку для долгового рынка и бюджета, но с лета, например, курс рубля почти не изменился, хотя доходность по ОФЗ сильно выросла. Поэтому если санкции будут приняты в таком виде, они не несут большой угрозы. Особенно если учесть, что Минфин и так уже выполнил программу заимствований. Хотя в моменте возникнет небольшая и средняя паника, курс рубля уйдет на 80−85, а потом вернется примерно на нынешний уровень или немного выше — 76−77. Конечно, при прочих равных.
«СП»: — А что будет, если введут санкции на владение госдолгом?
— Если введутся санкции, которые обяжут инвесторов до определенного срока продать все бумаги, это, конечно, хуже. Это нанесет серьезный краткосрочный удар по нашему финансовому рынку, потому что тогда огромное количество народа должно будет выйти из бумаг за ограниченный период времени. Долговой рынок рухнет, курс рубля подскочит куда-нибудь на 120 за доллар на то время, пока иностранцы будут распродавать свои активы, после чего все вернется примерно туда, где находилось раньше. Кстати, для иностранных инвесторов потери тоже могут быть очень большими, так как им придется выходить по очень плохому курсу.
«СП»: — Разве не будет долгосрочных последствий для экономики?
— Для экономики страны момент шока будет неприятным, потому что возникнет высокая волатильность и отток капитала, но потом она вернется примерно в нынешнее состояние. Основные покупатели ОФЗ в последние месяцы — это не иностранцы, а госбанки. Доля иностранцев высока, но она не увеличивается, они не предъявляют дополнительный спрос, так что я не сказал бы, что рынок критически зависит от них. Эти санкции не станут смертельными для нашей экономики и финансового рынка, хотя причинят неприятности.
«СП»: — Но откуда придется брать деньги в долг, если мы останемся без иностранных инвесторов?
— Государство будет печатать деньги, то есть рублевый долг. К примеру, Сбербанк закладывает ценные бумаги, которые у него уже есть, в Центральный банк, берет у ЦБ деньги и покупает новые ценные бумаги. Это наш способ финансирования экономики, точно так же, как ФРС США выкупает госдолг правительства. Рубли не нужно ниоткуда брать, они создаются Банком России.
Госдолг на 63 миллиарда долларов никуда не денется, просто сменятся владельцы этих бумаг. Сейчас ими владеют иностранцы, а выкупит их ЦБ или другие российские банки. Да, сначала курс подскочит, ускорятся негативные процессы, но потом ситуация стабилизируется, потому что в конечном счете курс рубля определяется внешнеторговым балансом страны, который диктуется ценами на нефть. А на цены на нефть США санкции ввести не могут.
Правда, они могут ввести санкции на ограничение российского экспорта, и вот это действительно стало бы очень болезненным ударом для российской экономики. Россия зарабатывает не размещением долгов, а перераспределением тех денег, которые получает, продавая нефть, газ и металл. Если запретить или осложнить эту продажу, экономике придется очень несладко. Но это уже совсем другая история. Сейчас мы обсуждаем ограничения против госдолга.
«СП»: — Вместе с санкциями против госдолга часто обсуждают и отключение России от SWIFT, это сказалось бы на российской экономике?
— Да, потому что значительная часть платежей осуществляется с помощью этой системы. Но платежи можно проводить и не по SWIFT, а по системе Telex и другими способами. Поэтому такая мера скажется не на крупных корпорациях, а на внешней торговле, издержки которой сильно возрастут. Иран отключен от SWIFT, но он торгует, хотя и с дополнительными издержками.
Это неприятно, но тоже не катастрофа. Тем более что ЦБ готов к отключению SWIFT еще с 2015 года, когда эта угроза впервые возникла. Поэтому предел санкционного давления на Россию практически исчерпан, и это все понимают. Хотя попробовать ввести санкции против госдолга, в частности, ограничить покупку новых ОФЗ, американцы могут.