Украина в кругах зарубежных инвесторов имеет репутацию «государства-кидалова», поэтому мало кто хочет иметь с ней дело. Об этом в эфире телеканала «Украина 24» заявил экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, объясняя отсутствие в стране зарубежных инвесторов.
Михаил Николозович с недавних пор возглавляет исполнительный комитет Национального совета реформ Украины — т.е. отвечает, вроде как, за прогрессивные преобразования. Поэтому вопрос финансирования этих преобразований извне для него не праздный. Однако, все не так, как хотелось бы.
В настоящее время, по словам Мишико, доля инвестиционных средств на Украине составляет менее 2% ВВП, из них «настоящих иностранных инвестиций менее 0,2%». Притом, что иностранные средства, отметил он, это не абстрактные деньги, а реальные, живые средства, «которые должны создавать для украинцев рабочие места».
Но этого нет. Нет, потому что, по выражению Саакашвили, «кидалово никто не любит», а у украинского государства и украинских чиновников «есть четкая репутация вот этого кидалова».
Если абстрагироваться от личности самого Саакашвили, которого, в определенном смысле, власти постмайданной Украины тоже «кинули», посулив сначала «золотые горы», а в итоге, лишив гражданства (изгнанника вернул уже Зеленский, справив ему новый и паспорт, и новую должность), то, по большому счету, Мишико прав. Он хоть и не открыл «Америку», но нашел для характеристики «незалежной» правильное русское слово. Не вполне литературное, правда, скорее, из криминального сленга. Зато точно определяющее ее нынешний статус на мировой арене — страна-мошенник, вымогающая деньги под разными предлогами и не выполняющая своих обязательств. То есть, ненадежная страна, живущая обманом.
И, кстати, примеров тому масса.
Достаточно вспомнить историю с российским кредитом в 3 млрд. долларов, долг по которому Киев после госпереворота отказывается признавать. Или последний громкий скандал вокруг запорожского предприятия «Мотор Сич», в акции которого китайские инвесторы вложили огромные деньги, а потом украинское руководство не только заблокировало сделку, но и ввело против покупателей из Китая санкции.
При этом в декабре 2020 президент Зеленский объявил Украину «гаванью для инвесторов» и призвал иностранцев вкладывать в нее деньги.
Прокомментировать, как планы Зеленского согласуются с откровениями Саакашвили, «СП» попросила директора Института миротворческих инициатив и конфликтологии Дениса Денисова:
— К политическому авантюристу Саакашвили можно относиться по-разному, но тут он прав. Его характеристика Украины соответствует действительности.
Чтобы далеко не ходить, можно просто вспомнить драматическую историю, связанную с одним из крупнейших и интереснейших предприятий Украины — заводом «Мотор Сич». Пожалуй, это одно из немногих на сегодня украинских высокотехнологичных предприятий, способных еще конкурировать на мировом рынке.
Несколько лет назад туда пришли китайские инвесторы. Они купили более 50% акций завода, вложив, таким образом, в производство более двух миллиардов долларов. И вот сейчас государство всеми правдами и неправдами пытается это предприятие национализировать. Причем власти даже не скрывают, что это все было сделано под нажимом и в интересах Соединенных Штатов.
Да после таких вещей ни один здравомыслящий инвестор не вложит в эту страну ни копейки.
«СП»: — Есть еще пример: Россия рискует так и не получить назад 3 млрд. долларов, которые мы выдали Украине в качестве кредита еще в декабре 2013 года. Киев не признает этого долга, но, по сути, он нас тоже «кинул»…
— В этом-то и беда, что на Украине очень часто вопросы, которые находятся в экономической плоскости, и которые влияют на инвестиционную привлекательность, начинают решать в политической плоскости.
На успешность государства и взаимодействие с инвесторами это оказывает исключительно негативное влияние. Одним фактом истории с «Мотор Сич» Украина для себя предопределила, что в ближайшие три-пять, а то и больше лет, крупные инвесторы просто не придут в эту страну.
«СП»: — Китайские точно не придут. Там сейчас готовят против Украины судебные иски, так что эта некрасивая история грозит ей значительными издержками…
— Ладно, пускай приходят европейские. Но думаете, все европейские инвесторы защищены от того, чтобы не остаться у разбитого корыта, если вдруг у американских партнеров изменится позиция? Тоже нет. При этом сами американцы, делая невозможным участие зарубежных инвесторов в ряде проектов на Украине, не спешат в нее вкладываться.
С тем же «Мотор Сич»… Многие чиновники украинские ведь были уверены, что «сейчас мы аккуратненько подвинем китайцев, и туда зайдут американцы». Но ничего подобного. Никакие американцы туда не зашли.
Поэтому с инвестициями на Украине все так печально.
«СП»: — То есть, шансов у Зеленского превратить Украину в «гавань для инвесторов» никаких?
— Шансов нет. Это не более чем традиционный уже для Зеленского популизм. С одной стороны, он говорит про какие-то мифические «гавани инвестиционные». Но тут же — понятное дело, под внешним нажимом, несамостоятельно — совершает действия, которые просто несовместимы с подобными заявлениями.
Бывший депутат Верховной Рады, политик Владимир Олейник, в свою очередь, считает, что Саакашвили озвучил лишь полуправду:
— Он не сказал, кто выгодополучатель. А это, конечно, власть, это — Зеленский. Да и сам Саакашвили причастен к власти. И он далеко не бескорыстный человек — ему нужна его доля, и эта доля должна быть достаточно весомой.
Опять же, Саакашвили опытный прохиндей. И, видимо, чувствует, что эти скоро уходят, поэтому надо делать ставку на других. Отсюда, я думаю, его желание рубить правду-матку. Но сказал он правильно. Эта страна не имеет будущего.
Если кредиты, это «удавка» для государства — их нужно отдавать и отдавать с процентами, то инвестиции — перспектива. Инвестор вкладывает собственные средства. Но кто захочет вкладывать свои кровные, если страной «рулит» чистейшая банда.
Репутации надежного партнера у нынешней Украины нет.
«СП»: — Ну, не все, кто ищет выгоду, обращают внимание на репутацию…
— Пока вас самих не кинули, возможно. Поэтому расскажу еще об одном интересном случае, который произошел с международными инвесторами на Украине.
После того, как Зеленский открыл рынок земли, им обещали сладкую жизнь на Украине. Рассказывали, что есть «вкусные» активы — 42 млн. гектаров чернозема. И из них десять миллионов — государственные, т.е. не занятые. Потому что остальные, это где-то частная собственность, где-то аренда…
Эти ребята посчитали, сказали, прекрасно — все же за копейки. Зеленский даже переписал закон. Потому что в первом проекте закона было прописано, что одним куском (т.е. в одни руки) можно купить 200 тысяч гектаров. А такой «кусок» сравним по площади с территорией Москвы. Какой крестьянин сможет его обработать?
Ну, подняли бучу. Власти начали сбивать волну — до 10 тысяч дошло, что тоже немало.
«СП»: — Так, в чем обман?
— А в том, что буквально на днях в Государственном кадастре вдруг заявили, что нет у них, оказывается, десяти миллионов гектаров свободной земли. Они могут сейчас продать только 750 тысяч гектаров.
Получается, пока они дискутировали всю землю подеребанили. Инвестор — в шоке.
Ну и как работать с этими людьми?