Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Достижения ВПК
19 марта 2021 07:52

Есть только МиГ, за него и держись

Не обезличится ли отечественная авиация под названием ОАК

3920
Материал комментируют:

Отечественной авиации, образно говоря, не привыкать летать «на честном слове и одном крыле». Взмывали при этом и высоко, но и приземлялись даже ниже уровня взлётно-посадочной полосы — летать на своём было не на чем. Впрочем, и сейчас гордостью отечественного авиапрома в основном считается боевая авиация, которая тоже в большей степени держится за счёт модернизации: новых моделей не так уж и много, по большому счёту после 1991 года — единицы. И это при наличии многих авиастроительных компаний. Выхлоп — минимальный.

О том, что ситуацию нужно кардинально менять, было понятно уже давно. Ну не может так быть, что ещё в недавнем прошлом великая страна с высокоразвитой индустрией в области самолётостроения вот так просто и вдруг «сдулась» едва ли не до уровня воздушных шаров. И вот сейчас поистине «революционное» решение принимает руководство «Ростеха» по итогам совещания с руководством Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) о том, чтобы прекратить существовании компаний «Сухой» и МиГ как отдельных юридических лиц. Эти предприятия планируют объединить в Корпоративный центр самолётостроения, в перспективе сюда же войдут и компании «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут».

Читайте также

Перспективы такого решения как сомнительны, так и перспективно грандиозны одновременно. Тут, как говорится, без известной авиационной спиртовой смеси «шило» разобраться достаточно сложно, с этим божественным напитком авиаторов — ещё сложнее. Тем не менее, попробуем «на сухую» разобраться в этом вопросе, опираясь, естественно, на мнение авиационных специалистов и экспертов.

Из видимых на первых взгляд минусов — сокращение персонала во всех авиапроизводящих компаниях (предполагается, что отрасль здесь потеряет от 1500 до 2000 специалистов различного уровня). Ещё одна относящаяся к персоналу тема — многим придётся покинуть обжитые места (большей частью в столице и крупных городах) и переехать поближе к местам промышленного производства (тоже, заметим, не какая-то глухомань). Ещё одна «потеря» — уйдёт многочисленный балласт, присутствующий в каждой авиастроительной компании, порой дублирующий друг друга, а зачастую и бесполезный. Уйдет и ненужная конкуренция, когда при больших затратах на разработку однотипные моделей самолётов, создаваемых разными КБ, в итоге не оказывался пригодным ни один из них.

Что из плюсов новой реформы «Ростеха» в области ОАК?

— Это наиболее грамотное решение в развитии современного отечественного авиастроения, — считает авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Объединение авиационных корпораций поможет сконцентрировать усилия лучших умов на создание наиболее перспективных и удачных авиационных проектов как в области военного, так и гражданского авиастроения. Очень расточительно, когда МиГ тратит огромные средства на создание своего истребителя нового поколения, а «Сухой» одновременно - на свой. В итоге побеждает «Су» — за счёт в том числе и определённых интриг и «пробивает» свой проект. Замечательный получился в итоге Су-57, не дешёвый, заметим, но ведь параллельно и на многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ), известный как «изделие 1.44», разрабатываемый конструкторским бюро Микояна было положено немало средств. В тоге один полетел, а деньги на второй «улетели» в пустоту. В новой структуре подобная конкуренция будет устранена, а над созданием перспективного образца будут работать лучшие конструкторские умы, инженерные решения и рабочие руки одного, так скажем, цеха.

Читайте также

И обезличивания произойти не должно — в небе останутся знаменитые бренды российских как военных, так и гражданских самолётов. У «туполевской» разработки это будет именно «Ту», у «сухих» — «Су», у «ильюшенцев» — «Ил», ну и так далее. То есть обезличивание самолётов не произойдёт. Здесь можно вспомнить пример объединения в российской армии ВВС и ПВО, которое многими поначалу было воспринято с удивлением и даже скепсисом. Время показало, что в итоге под единым командованием получился мощный щит и меч, который органично вплёлся в состав ВКС, при этом своей индивидуальности не потерял ни один род войск.

«Пробный шар» объединения двух знаменитых российских брендов «Сухой» и МиГ, позабывших про извечную конкуренцию на рынке самолётостроения, и готовых объединить усилия были озвучены ещё в сентябре 2020 года. Об этом тогда заявили индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков и заместитель директора Объединенной авиастроительной корпорации Илья Тарасенко. Тема активно обсуждалась в российских и иностранных СМИ, но речь шла лишь о совместном создании в России истребителя шестого поколения.

О планах по разработке «шестерки» ПАО «Компания «Сухой» сообщала ещё в 2016 году, когда «пятёрка» Су-57 ещё имел весьма смутные перспективы. Не стояли на месте и инженеры конструкторского бюро «МиГ», которые на авиасалоне МАКС-2015 представили самолёт известный как «изделие 1.44» — многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ). По словам авиаконструктора Ованеса Микояна, принимавшего непосредственное участие в его создании, новый истребитель мог получить название МиГ-35. Однако в итоге МФИ был снят с «дистанции», а многофункциональным истребителем МиГ-35 стал результат глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2, первые из которых поступили на вооружении ВВС в 2019 году.

Читайте также

Как представлялось тогда, возможное объединение усилий «Сухого» и МиГ вполне могло привести к созданию российского истребителя шестого поколения — с учётом предыдущего опыта каждой компании. Это не означает, что попытаются скрестить змею и ёжика, получив в итоге моток колючей проволоки, а возьмут от каждой предыдущей модели Су и МиГ всё самоё лучшее. Су-57, например, уже научился взаимодействовать с беспилотником С-70 «Охотник», что является непременным условием для истребителя следующего поколения, пилот которого будет направлять БПЛА в районы, где сам не сможет безопасно перемещаться.

Сейчас видно, что планы объединения авиационных корпораций под эгидой создания конкретного боевого самолёта были глубоко идущими. И они воплощаются в более глубокий проект в рамках ОАК, который должен сохранить потенциал для повышения эффективности, сокращения расходов. «Объединятся „сливки“, балласт уйдёт», — отметил наш эксперт Александр Дробышевский. Он так же напомнил, что ещё в советские времена была градация развития в самолётостроении, когда лучшие модификации гражданских лайнеров становились боевыми самолётами и, наоборот, бомбардировщики превращались в пассажирские самолёты. «Главное, что останутся индивидуальные конструкторские школы, а современные самолёты будут по-прежнему узнаваемы по наименованию своих фирм. И если „Су“ в большей степени специализировались по тяжелым истребителям, „МиГ“ знаменит и лёгкими, а „Ил“ это тяжёлый „транспортник“, то эта тенденция и сохранится», — считает Дробышевский.

…В США производителями самолётов считаются 17 компаний. При этом вряд ли не специалист вспомнит, что-то помимо Boeing, Lockhed, McDonnell Douglas, ну ещё Cessna. Всемирно известные воздушные машины. Возможно, что в ближайшее время и российские самолёты, не только военные истребители, станут такими же узнаваемыми и популярными.

Достижения ВПК

Все материалы по теме (191)
Последние новости
Цитаты
Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня