Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Седалище одного чиновника занимает 26 директорских кресел

Свадебных директоров-многостаночников предлагают гнать из руководства госкорпораций

35353
Материал комментируют:

Наличие госчиновников в советах директоров на прозрачность госкорпораций не влияет, и эффективности им не прибавляет. Только сразу припоминается знаменитая цитата из кинофильма Марка Захарова «Сразу на двух конях? Седалища не хватит!». Как оказалось, нашим бюрократам хватает — за некоторыми числится по два десятка руководящих кресел.

То, что фактически одни и те же лица, которые являются представителями со стороны государства в акционерных обществах, представляют эти интересы сразу в нескольких акционерных обществах, обсуждалось на днях в Госдуме.

«У нас такие были, как я их называю, „мультиуправленцы“, уникальные люди, которые одновременно умудрялись представлять интересы государства сразу аж в 26 акционерных обществах. Поэтому говорить о том, что там идет какая-то системная работа, конечно, не приходится», — рассказал аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин.

Всего же, по результатам проверки аудиторами Счетной палаты РФ, за 2020 год выявлено 3,7 тыс. нарушений в работе государственных органов на сумму 355,5 млрд. рублей. Наибольшая доля здесь приходится на нарушения при госзакупках и закупках отдельными видами юридических лиц — опять же госкорпорациями, госкомпаниями и т. д. — 108,7 млрд. рублей.

Но это далеко не полный и не окончательный подсчет, поскольку более 90% акционерных обществ с госучастием остаются в серой зоне, их деятельность никак не анализируется:

«У нас фактически идет разное количество ФГУП и АО с участием государства по версии Росимущества, по версии ФНС и, соответственно, данными Росстата. Также нет полноценной информации о результатах финансовой деятельности организаций с государственным участием», — посетовал аудитор Счетной палаты.

— Необходимо изменить систему корпоративного управления в интересах государства, считает депутат Государственной думы II созыва, доктор исторических наук Михаил Таранцов:

Читайте также
Спасти Крым: Тавриду зальют не водой, а миллиардами За шесть лет чиновники неторопливо освоили 65 млрд. рублей, теперь получат еще 48 млрд

— В свое время это было правильное решение — создать государственные компании, государственные корпорации. Они — основа нашей экономики, ее фундамент. Сейчас это, зачастую, ведущие предприятия в своей отрасли, в своем направлении деятельности, производственные структуры, бизнес- единицы, которые обеспечивают приличное количество рабочих мест и весьма приличные налоговые поступления. Поэтому то, что у нас в стране есть такая форма хозяйствования, считаю, плюс.

Вместе с тем, эта тема совершенно непрозрачная. Ведь Счетная палата привела очень показательные цифры — только десять крупнейших акционерных обществ, в которых есть участие государства, так или иначе под контролем государства, это всего-навсего в пределах одного процента от числа всех компаний с госучастием. А более 90% АО, где участвует государство, не имеют такого контроля, и практически их деятельность вне зоны серьезного внимания.

Конечно же, не только экономическая логика, но и логика просто здравого смысла подсказывают, что все должно быть наоборот. Если это компании с государственным участием, большим или меньшим — это уже второй вопрос, то очевидно, что государство должно иметь абсолютно полную, всестороннюю картину обо всех аспектах существования и деятельности этих компаний и акционерных обществ. То есть, естественно это будет открыто и для общественности. Конечно, там, где это не касается обороны страны.

Второй момент. Ведь абсолютно же недопустимо, что действуют разные схемы начисления и уплаты дивидендов с той прибыли, которую получают компании с государственным участием, те дивиденды, которые должны идти в государственную казну. Разные схемы действуют, разные подходы. И это, конечно, нелогично и вряд ли этому можно найти какие-то, прежде всего экономические объяснения. Должны быть одинаковые, что называется, правила игры. Я думаю, что государство должно быть в первую очередь в этом заинтересовано.

И вот смотрите, какая еще показательная цифра — 97% объема дивидендов, которые государство получает от компаний с его, государства, участием, это дают 20 самых крупных предприятий, корпораций и АО из такого разряда. А более 500 таких компаний за последние 3 года вообще ни копейки не перечислили. Это та тема, которая требует оперативного реагирования и то, что должно измениться в самом ближайшем будущем. Единые подходы, единые принципы, и платить в госбюджет должны будут все компании с государственным участием — полным или частичным. Иначе теряется сам смысл создания и существования таких компаний.

Ну и третий момент, принципиальный. Надо избавиться от «многостаночников». Ведь формально один человек может представлять интересы государства сразу в нескольких компаниях. Но на практике он не сможет работать эффективно — в интересах дела, в интересах государства, так чтобы этот государственный интерес не просто блюсти формально, но и деятельно представлять и развивать его, продвигать в рамках тех экономических структур, где он занимает места в советах директоров.

Читайте также

К тому же, у таких «многостаночников» есть какие-то другие свои обязанности на государственной службе, а представительства в госкомпаниях — это, что называется, дополнительные поручения. Но если один человек в пяти-десяти, а то и больше компаниях и АО представляет интересы государства, то мы понимаем, что даже физически это просто невозможно сделать, не то что квалифицировано, но и мало-мальски, выражаясь школьным языком, даже на хиленькую «троечку» не получится сделать. Невозможно.

При этом у нас в стране достаточно квалифицированных, грамотных специалистов, которые могут быть назначены, направлены в конкретные компании представлять интересы государства. Если ограничить такое представительство только одним человеком, то он будет полностью погружен в эту сферу и от него тогда можно ждать и требовать эффективной, результативной работы.

Он будет полностью владеть ситуацией, знать все нюансы, понимать, что происходит сегодня и какова перспектива на завтра. А самое главное, понимая все это дело, он будет квалифицированно действовать в интересах государства, способствуя работе госкомпании, с тем, чтобы она более эффективно, более динамично развивалась, и приносила больше дохода, в том числе, государству, интересы которого этот человек представляет.

— В Китае модель управления управление государственными активами похожа на российскую. Но там руководители реально несут персональную ответственность, — отметил президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич:

— Текущая ситуация с государственными компаниями в России действительно вызывает вопросы. На первый взгляд кажется, что уровень эффективности и отдача на капитал в этих компаниях ниже. Но одна компания с государственным участием с другой — рознь. В том же «Сбербанке» финансовые показатели на высоком уровне, в ВТБ хуже. В Газпромнефти лучше, в других нефтяных компаниях с государственным участием хуже. Вместе с тем, есть и частные компании, которые плохо управляются. От типа собственности, в среднем, эффективность не зависит.

При этом есть некоторые различия. В России пакеты акций принадлежат Росимуществу, а доходы от них поступают в федеральный бюджет. Вместе с тем, в Европе популярна модель, когда местный пенсионный фонд владеет долями в госкомпаниях и дивиденды от них также идут на обеспечение пенсий как нынешних, так и будущих поколений. В Гонконге, кстати, похожая модель.

Читайте также
Зарплаты в России: Деньги есть, но не про нашу честь Без вмешательства государства большинство граждан так и будет получать копейки

В Китае модель управления похожа на российскую: управление государственными активами осуществляется Комитетом по контролю и управлением государственным имуществом Китая. По сути, это аналог Росимущества. Мне кажется, если госпакеты акций в российских компаниях с госучастием будут принадлежать российским пенсионерам, то это будет более правильно, и будет рождать правильный спрос, что приведет к росту эффективности сектора.

По сравнению с Россией, в Китае лучше выстроено стратегическое планирование: оно увязано между различными отраслями, цели взаимосвязаны, и есть системное видение, куда нужно развивать экономику.

У руководителей китайских госкомпаний высшего и среднего звена есть персональная ответственность. Провал проекта, потеря денег налогоплательщиков — это конец карьеры. В России же за провалы, не наказывают, а иногда и повышают. Этот негативный отбор также влияет на результаты.

Для успехов нам надо сочетать плюсы и передовые мысли как Востока, так и Запада по части улучшения планирования, введения персональной ответственности для топ-менеджеров для достижения KPI, а также перевести пакеты госкомпаний в собственность нынешних и будущих пенсионеров. Запрос со стороны общества и правильная стратегия позволят существенно улучшить ситуацию.

— По закону имущество и денежные средства, которые передаются госкорпорации, перестают быть собственностью государства и становятся собственностью госкорпорации, а воздействие на них минимизировано, — напомнила доцент экономического факультета РУДН Елизавета Рузина:

— К числу проблем, связанных с деятельностью госкорпораций, специалисты относят, помимо прочих, неэффективную систему корпоративного управления, основанную на «мультиуправлении»; высокую долю нарушений, связанных с проведением госзакупок и формированием и исполнением бюджета; неэффективное перераспределение инвестиционных ресурсов; инкорпорацию в государственные структуры; монопольное ценообразование.

Что же находится у истоков этих проблем? Обратимся к законодательству по данному вопросу.

Напомню, согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Читайте также
Если бомба госдолга рванет, стены Кремля могут зашататься Американские конгрессмены, грозя новыми санкциями, бьют по самой болезненной точке РФ

Во-первых, имущество и денежные средства, которые передаются госкорпорации, перестают быть собственностью государства и становятся собственностью госкорпорации.

Во-вторых, минимизировано воздействие учредителя на деятельность госкорпорации.

Кроме того, на отдельные госкорпорации не распространяется действие ряда пунктов ФЗ «О некоммерческих организациях», которые регламентируют контроль над деятельностью НКО, также, как и положения о раскрытии информации и действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). За неразмещение предусмотренных законодательством сведений госкорпорации ответственности не несут.

А с учетом того, что госкорпорации создавались в свое время под решение конкретных задач (например, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта прекратила деятельность после решения уставных задач), очевидно, что объем полномочий, управленческих функций и самостоятельности у них сегодня зачастую чрезмерный.

В силу обозначенных и других причин эффективность деятельности госкорпораций и эффективность их управления пока не находится на максимально возможном уровне.

Повысить ее возможно, например, за счет введения независимых директоров в структуру управления; проведения внешнего аудита и внутреннего контроля; контроля цен и финансовых потоков госкорпораций; размещения в открытом доступе отчетности, предусмотренной законодательством. А также путем обязательного использования 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для экономии средств.

Последние новости
Цитаты
Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня