понедельник, 19 апреля
совместно с Жэньминь жибао

В битве за китайский рынок «Газпром» сойдется с «Роснефтью»

Поднебесная становится крупнейшим потребителем энергоносителей в мире

1164
На фото: вид на палубу газовоза "Кристоф де Маржери" компании "Совкомфлот" и атомный ледокол "50 лет Победы" в акватории Обской губы.
На фото: вид на палубу газовоза «Кристоф де Маржери» компании «Совкомфлот» и атомный ледокол «50 лет Победы» в акватории Обской губы. (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Китай в ближайшие десятилетия станет крупнейшим потребителем не только российской нефти, но и сжиженного газа. Поднебесная активно строит современную инфраструктуру и готова финансово участвовать в крупнейших проектах. В том числе в России, в которой арктические запасы углеводородов превышают все ранее известные человечеству.

Историческое событие заметили в Китае, но не в России

Недавно состоялось событие исторической важности, увы, прошедшее почти незаметным в России, но вызвавшее огромный резонанс в Китае. Экспериментальную зимнюю навигацию в восточной части Арктики совершил газовоз «Кристоф де Маржери». Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно прошло транзитом по восточному участку Северного морского пути в феврале.

Дело в том, что традиционно транзитная навигация по этому участку Совморпути заканчивается в ноябре и возобновляется только в июле. Хотя уже в мае 2020 года суда смогли провести более ранний, нежели обычно, тестовый пробег по маршруту.

«Кристоф де Маржери» прошел из ямальского порта Сабетта в китайский порт Цзянсу, а затем отплыл обратно в Сабетту. Причем газовозу на обратном пути потребовалась помощь атомного ледокола «50 лет Победы», который сопроводил корабль обратно в Сабетту. Продолжалось плавание с 5 января по 19 февраля.

Читайте также
Китайская мечта: Как русский парень стал миллионером в Поднебесной Китайская мечта: Как русский парень стал миллионером в Поднебесной Невероятные приключения жителя Петербурга в КНР

С самыми большими проблемами судно столкнулось в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, где приходилось преодолевать ледяные торосы и потому двигаться кормой.

Успех нынешнего рейса говорит о значительном расширении навигационного окна в восточном секторе российской Арктики и подтвердил, что круглогодичное безопасное судоходство возможно по всей протяженности Северного морского пути.

Экспериментальный рейс «Кристофа де Маржери» в китайскую сторону открывает новую возможность для экспорта российского СПГ из арктической зоны. Так, госкомпания «Совкомфлот» уже заявила, что с 2023 по 2025 годы намерена осуществить 18 ледокольных СПГ-рейсов.

Техасский кризис продемонстрировал: ветряки — не панацея

Развитию Северного морского пути как альтернативного маршрута глобального судоходства в России придается первостепенное значение. За последние пять лет грузопоток по Севморпути вырос почти в пять раз, достигнув в 2020 году почти 33 млн тонн грузов. Причем 18 млн тонн пришлось на сжиженный газ. А в перспективе грузопоток должен вырасти до 80 млн тонн.

Приоритетным рынком рассматривается именно Китай, куда с «Ямала СПГ» за последние три года было отгружено почти 9 млн тонн сжиженного газа. Дело в том, что изначально крупнейший поставщик российского газа «Газпром» неоднократно подчеркивал, что трубопроводный и сжиженный виды газа не будут конкурировать на внешних рынках. Действительно, СПГ изначально ориентирован в основном на Азию и части Европы, не обслуживаемые экспортными газопроводами.

Перспективы рынка просто потрясающие. Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами газа, в течение ближайших 15 лет намерена увеличить производство СПГ почти втрое — до 140 миллионов тонн.

Одним из якорных проектов для экспансии в сторону Китая должен стать нефтегазовый проект Vostok Oil, развиваемый «Роснефтью». Несмотря на то, что вложения в мегапроект могут составить $ 150 млрд (что сопоставимо с вложениями в разработку месторождений Западной Сибири в 1970-х годах или Баккеновской формации сланцевой нефти на границе США и Канады), «Роснефть» твердо намерена заниматься его развитием.

Ведь, по оценкам президента «Роснефти» Игоря Сечина, Vostok Oil может стать одним из крупнейших источников производства СПГ на планете (а Китай — одним из потребителей газа Vostok Oil). В пользу необходимости развития этого проекта говорит и «карбоновая реформа», подразумевающая сокращения выброса парниковых газов. Китай хочет стать одним из пионеров экологичности, отказываясь от «тяжелого» ископаемого топлива (нефти и угля) в пользу природного газа.

Действительно, считается, что электростанции, заводы и автомобили на газа (причем как трубопроводном, так и сжиженном) производят значительно меньше парниковых выбросов, чем, например, уголь. Но все равно даже СПГ не так экологичен, возобновляемые источники энергии, например, ветер и солнечная энергия.

Вместе с тем, недавняя климатическая катастрофа в Техасе (в результате которой погибли более 80 человек, а экономический ущерб превысил $ 200 млрд) четко продемонстрировала миру, что ни ветряки, ни солнечные электростанции — не панацея. А значит, спрос на газ будет только расти.

Москве еще рано почивать на лаврах, на пятки наступает Малайзия

Китайский рынок, очевидно, станет ареной конкуренции между крупнейшими российскими экспортерами, в числе которых «Новатэк», «Газпром» и «Роснефть», которые теперь также развивают СПГ-проекты.

О важности китайского рынка (как и в целом рынка Азиатско-Тихоокеанского региона) неоднократно говорил, в частности, президент «Новатэка» Леонид Михельсон, обещая наращивать поставки в Поднебесную. В структуре компании создано подразделение Gas & Power Asia. Причем, по словам Михельсона, его «азиатскиа» стратегия охватывает даже не годы, а десятилетия.

Кооперация России и Китая в углеводородной отрасли — это не только экономическая, но и политическая данность. Недавно было объявлено о подписании между «Новатэком» и китайской компанией Shenergy нового долгосрочного контракта. Он предусматривает поставки более 3 миллионов тонн российского СПГ в течение 15 ближайших лет. Речь идет примерно о 3 партиях ежегодно.

Читайте также
Ледниковый период вместо глобального потепления Ледниковый период вместо глобального потепления Климатологи предсказывают замедление и остановку Гольфстрима и, как следствие — катастрофу европейской цивилизации

Значимость соглашения трудно переоценить, учитывая, что Shenergy является ведущим поставщиком сжиженного газа для Шанхая — крупнейшего промышленного и финансового центра страны, обеспечивая более половины потребления 25-миллионного мегаполиса.

«Новатэк» заявил, что поставки будут осуществляться за счет СПГ, произведенного в рамках его проекта Arctic LNG 2. Как ожидается, он будет полностью запущен в 2023 году. Причем партнерами «Новатэка» в его арктическом СПГ-проекте являются французский Total, японский консорциум Japan Arctic LNG, а также две китайских государственных энергокомпании — China National Petroleum Corporation (CNPC) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC).

Стоит, впрочем, отметить, что Китай поступает мудро, диверсифицируя источники поставок. Помимо России официальный Пекин активно работает и с другими странами, наращивающими поставки сжиженного газа, так, упомянутая Shenergy почти одновременно с соглашением с «Новатэком» подписала и контракт с британской Centrica Plc и малайзийской Petronas LNG.

Так что почивать на лаврах Москве не стоит, чтобы завоевать китайский рынок, нужно сильно постараться.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня