Минфин предложил предоставлять свободные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) иностранным правительствам в качестве государственных кредитов. Об этом говорится в пояснительной записке ведомства к поправкам в Бюджетный кодекс об управлении средствами ФНБ, с которой ознакомились «Известия». На 1 марта в ФНБ было свыше 13,5 трлн рублей.
Новация предлагается в связи с обострением международной обстановки. По мнению Минфина, риски блокировки или ареста российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего в США, а также в странах Западной Европы, в последнее время резко возросли. По сути, в правительстве хотят постепенно перекачать средства с Запада на Восток.
Издание приводит мнение руководителя направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрия Белоусова (брата вице-премьера Андрея Белоусова), который считает, что если давать кредиты странам типа Индии и Китая (другие эксперты назвали Турцию — Авт.), то возвратность средств практически гарантирована. Ведь блокировка счетов правительств случается только накануне войны.
Кредиты предполагается предоставлять на закупку российской продукции. В последние 10 лет постоянно растущие суммы для финансирования российским бюджетом иностранных правительств по экспортным контрактам привлекались на свободном рынке. Однако, сейчас занимать средства стало труднее. Но и отказываться от обязательств перед иностранцами нельзя.
Финансирование за счет ФНБ экспортных контрактов позволит развиваться в первую очередь энергетике. Кроме того, считают в Минфине, это поможет сохранить «стерилизационную задачу» фонда, которая заключается в том, чтобы «приучить» экономику функционировать в отсутствии сверхдоходов от экспорта энергоресурсов. Похоже на сетевой мем «русским денег не давать».
Благая цель — поддержка экспорта, не может заслонить тот факт, что на нее предлагается пустить деньги населения, каждого россиянина. Ведь ФНБ был создан исключительно для балансировки пенсионной системы — финансирования дефицита ПФР, о чем прямо сказано на сайте Минфина. Однако имеющиеся средства государство придержало, а вместо этого повысило пенсионный возраст.
Между тем, использование сверхдоходов ФНБ на пенсионные нужды, не только сняло бы громадное социальное напряжение, вызванное «людоедской» реформой, когда миллионы россиян стали бояться будущего, но и стимулирует отечественную экономику. Поскольку структура потребления пожилых людей предполагает приобретение в основном недорогих отечественных товаров и услуг.
Идея выдавать межгосударственные кредиты выглядит как новая опция в заочном споре между Минфином и Счетной палатой о способах и объемах пополнения ФНБ, который российское общество наблюдает в последнее время. Но если о выплатах людям речь давно не идет, то все это напоминает борьбу чиновников за право контролировать общенациональную «кубышку». В чьих интересах?
Профессор кафедры международных финансов МГИМО, д. э. н. Валентин Катасонов удивлен, что чиновники забыли, для чего создавался ФНБ.
— Мы так далеко ушли от истины, что надо все-таки вернуться к истории создания Фонда национального благосостояния. Он возник в результате разделения в конце нулевых годов Стабилизационного фонда на два фонда: Резервный фонд и ФНБ. В документах, которые определяли статус и цели деятельности этих фондов, было записано, что Резервный фонд служит для покрытия дефицита бюджета, а ФНБ для улучшения пенсионного обеспечения населения РФ. Почему-то никто не вспоминает, что ФНБ был создан именно для этого.
«СП»: — И сейчас на сайте Минфина эта цель прямо прописана. И никаких других целей там нет. Силуанов мог бы прочитать…
— У нас два года шли бесконечные, бесплодные разговоры о пенсионной реформе, но почему-то никто из участников этих дискуссий не вспомнил, что этот фонд для того и создан, чтобы снимать возможные напряжения по пенсионному обеспечению. Это основное целевое и единственное назначение ФНБ.
«СП»: — Похоже, для чиновников это был предлог, чтобы аккумулировать огромные средства, а затем крутить-вертеть ими как захочется, не забывая, естественно, о себе. А благовидный предлог всегда можно найти. Вот и сейчас предложение кредитовать иностранцев объясняют поддержкой экспорта. Трудно спорить…
— Больше двадцати лет назад был создан Экспортно-импортный банк. Минфин должен доложить, отчитаться, в каком состоянии он находится. Кроме того, у нас есть ВЭБ, который изначально был озадачен поддержкой экспорта. У нас масса специализированных институтов для экспорта. Так что все эти новации рассчитаны на то, что у людей короткая память. А я вот помню, что ФНБ создавался для балансировки пенсионного обеспечения.
«СП»: — Предположим, что в условиях внезапно грянувшей турбулентности действительно стоит пересмотреть некие способы накопления, сохранения и расходования средств ФНБ…
— Если эти ребята решили переиграть, то есть более очевидная и понятная мера, которую можно реализовать без риска, да еще и получить серьезный финансовый результат. Средства ФНБ размещаются в долговых бумагах, как рублевых, так и валютных. Эти бумаги фактически не приносят никакого дохода. Я намедни посчитал — одни убытки. Доходность по бумагам — символическая, потери от колебания валютных курсов — серьезные. За 10 лет посчитал все валютные резервы РФ, получился хороший «минус».
Получается, с одной стороны Россия размещает за рубежом свои резервы, то есть фактически кредитует другие государства, и в то же время заимствует под хороший процент. Те же евробонды, ОФЗ — в среднем под 3−4 процента. В бюджете РФ расходы на обслуживание госдолга перевалили за 1 трлн рублей в год. То есть берем деньги задорого, а размещаем под убытки. Я посчитал, получается, что ФНБ перекрывает весь государственный долг, валютный и рублевый. Выгоду можно получить моментальную, измеряемую миллиардами долларов.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя отмечает недостаточную эффективность кредитования закупок российской продукции.
— Думать в первую очередь не о том, как кредитовать иностранные государства, а о том, как поддержать собственную экономику. Они же не собираются вкладывать деньги в развитие нашей экономики! Особенно требуют финансирования развитие технологий и программа импортозамещения. Мы постоянно закупаем иностранное оборудование на огромные суммы. Нам ведь могут в любой момент отказать. Это разве нормально?
«СП»: — Они собираются стимулировать экспорт…
— Минфин недавно уже потерял средства ФНБ, когда вложился в йену и юань на высоком курсе… Конечно, работать на рост экспорта необходимо. И финансирование закупок иностранцами нашей продукции даст эффект. Но этот эффект будет косвенный. Это не даст такого серьезного роста нашей экономики, как прямые непосредственные инвестиции в нее. Ведь у нас почти нет предприятий, которые могут покупать оборудования, у нас крайне низкая покупательная способность населения.
О возможных альтернативах планам Минфина рассказал старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.
— Не совсем понятно почему средства из ФНБ должны идти только на межгосударственные кредиты для финансирования российского экспорта. Потому что выгода от таких «инвестиций» краткосрочна, а механизм их распределения всегда будет подразумевать не рыночные и не самые эффективные методы отбора. Наряду с предложением Минфина, средства ФНБ можно было бы использовать для льготного кредитования российского бизнеса, особенно акцентируя внимание на малых и средних предприятиях.
Стимулировать российскую экономику со стороны спроса сейчас нельзя, потому что это «закрутит» инфляционную спираль, добавляя к инфляции предложения и инфляцию спроса. Так почему бы не попробовать стимулировать ее со стороны предложения, но не крупных российских экспортеров, как это фактически предлагается Минфином, а компаний, поменьше ориентированных на внутренний рынок.
«СП»: — Ближе к земле, к людям?
— Развитие внутренней экономики — это долгосрочные инвестиции, которые поддержат граждан, чьи доходы в большей степени пострадали от пандемии — это самозанятые и субъекты малого предпринимательства, потенциально поднимет уровень занятости в России без риска инфляции спроса, потому что безработица в стране еще далека от естественного уровня.
Помимо льготного кредитования бизнеса, можно рассмотреть адресные программы поддержки финансово уязвимых групп граждан с низкими доходами, это семьи с детьми, а также россияне пенсионного и предпенсионного возраста. Для них могут быть реализованы программы покупки базовой продуктовой корзины из товаров российских предприятий, с соответствующим условием для предприятий не поднимать цены на продукцию в период действия такой программы.
Что касается более фундаментальных долгосрочных инвестиций, то очевидно это образование. Например, сейчас, основной тренд — это оцифровывание экономики, для этого требуется все больше специалистов, поэтому очень эффективными могли бы быть финансируемые государством федеральные программы профессиональной переподготовки на базе российских институтов и университетов для всех желающих.
«СП»: — Получился целый набор предложений для Силуанова…
— Это долгосрочные инвестиции, которые потенциально могут повысить производительность труда в России в разы. Отмечу, что не нужно акцентировать внимание на одной краткосрочной идее. Инвестиции средств ФНБ должны быть диверсифицированы и использоваться в нескольких наиболее важных направлениях. Сейчас это поддержка внутреннего рынка и расширение будущего потенциала роста экономики за счет повышения производительности. труда.