Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Совсем короткая история страны

В Чикаго имеется музей, повествующий о США, через историю «Макдональдса». А мы попробуем через Волгоградский тракторный завод

4916
На фото: первая партия тракторов, сошедшая с конвейера Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского, восстановленного после немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Точная дата съемки не установлена.
На фото: первая партия тракторов, сошедшая с конвейера Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского, восстановленного после немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны. Точная дата съемки не установлена. (Фото: Николай Ситников/ТАСС)

Летом 1926 года в 14 километрах от центра Сталинграда, на арбузном поле появляется камень с надписью: «Здесь будет мощный индустриальный центр, здесь мы начнем догонять заграницу».

Всё в полном соответствии с планом об ускоренной индустриализации СССР. Вклад американцев не будем недооценивать, впрочем, и переоценивать тоже. Проектирование осуществляло бюро знаменитого архитектора Альберта Кана, монтаж и оборудование — Джон Калдер. Но не только: «кузню» сопровождал инженер Смит; «литейную» — фирма «Франк Чейс»; за «холодную штамповку» отвечали «Ниагара» и «Блисс». Всего несколько десятков заокеанских компаний поработали на создание будущего советского гиганта.

Задолго до дипломатических отношений между Советским Союзом и США (1933 год), началось взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами. Без всякой «сверки часов», «соглашений о разногласиях» и «президентских саммитов».

Читайте также
Банковские счета проверят «по всей строгости закона» Банковские счета проверят «по всей строгости закона» У чиновников будут отбирать не только имущество, но и деньги

Подарков никто никому не делал — в США наблюдался экономических спад, предтеча Депрессии, и теснота местных рынков побуждала к внешнему расширению. Тот же Форд в 1928 году вынужден был закрыть тракторное производство в Америке совсем. А фирма Альберта Кана получала за свои «типовые разработки» совсем не типовые гонорары, заработать которые в США на тот момент, он точно бы не смог.

Ещё для понимания: у себя на родине Штатный работяга на конвейере имел около $140 в месяц. За тоже самое в Сталинграде ему гарантировали $250 в месяц ($150 на счет в американском банке, $100 на руки). Не считая, бесплатного жилья и увеличенного оплачиваемого отпуска.

Керенский из-за границы издевался: «Только действительно безумец и идиот может шапками бахвальства закидать подлинно металлическую Америку, сидя в избяной и на три четверти соломенной России».

Сомневались и американские специалисты, вот мнение инженера Купера: «Запустить завод, а тем более освоить его технику вы не сможете».

На фото: строительство Сталинградского тракторного завода, 1930-е годы
На фото: строительство Сталинградского тракторного завода, 1930-е годы (Фото: из Музея обороны Царицына -Сталинграда/ Фотохроника ТАСС, 1955 год)

17 июня 1930 года с конвейера Сталинградского тракторного завода имени Ф. Э. Дзержинского (СТЗ) сходит первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. Копия — «Интернешнл Мак-Кормик Диринг», гордость фирмы International Harvester.

На фото: испытания на вибрацию узлов нового энергонасыщенного трактора ДТ-75С. Справа - первый трактор сталинградского тракторного завода на Комсомольской площади Москвы, 1930 год. Репродукция
На фото: испытания на вибрацию узлов нового энергонасыщенного трактора ДТ-75С. Справа - первый трактор сталинградского тракторного завода на Комсомольской площади Москвы, 1930 год. Репродукция (Фото: Котляков Эдуард/ТАСС)

Любопытна её дальнейшая судьба: российским любителям «бонусов» и «золотых парашютов» читать внимательно. В 1979 году, протестуя против полузаконной премии президенту кампании в $1,8 млн. (сверх всяких тогда «приличий») рабочие устроили полугодовую забастовку. От такого удара, предприятие не оправилось — банкротство и продажа по частям.

Однако вернёмся в отечественные широты с их непредсказуемой погодой и огромными расстояниями, к которым импортные трактора, рассчитанные на средние фермерские хозяйства и мягкий климат, оказались явно не готовы. Именно это «несоответствие» и двинуло вперёд советскую инженерную мысль при полном понимании и поддержке государства.

На фото: 105-й трактор вышел с конвейера. Сталинский тракторный завод, 1931 год
На фото: 105-й трактор вышел с конвейера. Сталинский тракторный завод, 1931 год (Фото: ТАСС)

В июле 1937 года, Сталинградский завод переходит на сугубо отечественные разработки — гусеничные трактора АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), мощностью 52 л.с. Никто не догадался придумать термин «импортозамещение», но по факту оно случилось. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ отмечается высшей наградой — «Гран-При». Впрочем, чего там заграничный приз, ведь потом на базе этого трактора, появится тягач, куда установят гвардейский реактивный миномёт БМ13−16 («Катюша»).

В 1939 году на Сталинградском тракторном запускается первая в СССР автоматическая станочная линия. Через год приступают к реализации плана по созданию современных вооружений. С нападением Германии из-за разрыва с эвакуированными поставщиками, комплектующие детали завод выпускает самостоятельно. Всю войну массово производит и ремонтирует танки Т-34−76, танковые двигатели (включая карбюраторные моторы) и артиллерийские тягачи, являясь основным поставщиком фронта.

Лишь на Сталинградскую битву случился перерыв, да и то первую попытку вермахта захватить город лихим наскоком в августе 1942 года с севера отбивало ополчение из рабочих, после чего они возвращались в цеха. А в сентябре бои разгорелись уже прямо на территории завода. В 1944, несмотря на разрушения под корень, предприятие перезапускается и опять становится в строй.

В 1949 году без остановки производства Сталинградский завод переходит на выпуск дизельных ДТ-54, пожалуй, одного из самых массовых и успешных советских тракторов. Даже средненький тракторист на этом «орудии производства» одолевал 2 тысячи гектаров. С ДТ-54 открылась тракторная индустрия Китая — китайцы получили и документацию, и оборудование, и специалистов, наладив выпуск у себя. Так же, как и мы, в своё время у американцев. Так же, как и американцы у своих заклятых когда-то противников — англичан. Иначе откуда бы взялись на другом континенте, например, паровозы? Многие в США искренне полагают — их изобрел Джон Фитч из Филадельфии, а вовсе не Ричард Тревитик и Джордж Стефенсон из Великобритании. Но не станем «уезжать» далеко от Сталинградского тракторного, переименованного после 1961 года в Волгоградский.

Читайте также
Операция «Ликвидация»: Нынешней пенсионной системе осталось 3 года Операция «Ликвидация»: Нынешней пенсионной системе осталось 3 года Спасет ли пенсионеров от нищеты роспуск Пенсионного фонда России?

За последующие десятилетия «линейка» производства расширялась и качественно, и количественно. Появлялись новые военные машины (плавающие танки, БМД, БТР), не забывались и трактора — в 1970 году сошёл с конвейера миллионный экземпляр.

Через 13 лет — двухмиллионный, то есть в среднем не менее 75 тысяч тракторов в год! Конечно, не только «под СССР», но и на экспорт, около 40 стран мира записывались в очередь. Для сравнения: в Российской Федерации тракторов выпускается едва ли 8 тысяч ежегодно, причём половина — чистые «иностранцы» отвёрточной сборки.

В 1992 году Волгоградский тракторный завод становится «Акционерным обществом». В конце 1990-х тракторов выпускается в шесть раз менее, чем в начале 1930-х.

ОАО "Волгоградский тракторный завод" - крупный поставщик сельхозтракторов в стране. На фото: завод поставит в Узбекистан 500 тракторов нового поколения ВТ-150. 2005 год.
ОАО "Волгоградский тракторный завод" - крупный поставщик сельхозтракторов в стране. На фото: завод поставит в Узбекистан 500 тракторов нового поколения ВТ-150. 2005 год. (Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС)

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод признан банкротом. 26 ноября 2015 года там собрали последний трактор.

Бывший советский флагман давно «разрезан» на несколько частей — большинство цехов снесено, сохранившиеся помещения сдаются в наём, остальное выглядит, как после немецкой бомбёжки. Остатки (останки?) военной площадки вошли в госкорпорацию «Ростех» и потихоньку выпускают бронетехнику в малых количествах.

Ворота проходной с орденами Ленина, Отечественной войны и Трудового Красного Знамени, по сути, никуда не ведут — эдакий инфернальный коридор на мёртвую планету. Памятник Дзержинскому стоит по-прежнему. Он пережил Сталинградскую битву, надеюсь, переживёт и ЭТО…

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня