Новость дня, едва ли замеченная широкой российской общественностью на фоне политической трескотни вокруг Донбасса, Крыма и иранской ядерной проблемы. Во всяком случае официальные российские СМИ об этом даже не упомянули, хотя речь идет, пожалуй, о самой важной теме. Которая касается каждого российского гражданина — будь он бюджетник, пенсионер или олигарх.
Речь — о нашем кармане, в который власти в очередной раз хотят залезть. Конечно же ради благой цели — а как еще, разве в России бывает иначе? — а именно: для ускоренного восстановления отечественной экономики, просевшей в результате пандемии.
Как сообщили источники агентства Bloomberg в пересказе Lenta.ru, в российском правительстве активно ищут финансовые источники для ускоренного восстановления российской экономики, пострадавшей от пандемии. Почему активно — понятно: впереди, уже в сентябре, предстоят очередные выборы, которые на фоне изрядно обедневшего за последние месяцы, если не сказать — обнищавшего, населения не сулят власти ничего хорошего. Надежда на нефтяные доходы ни слишком оптимистична, перспектива дальнейших западных санкций, наоборот, очень велика, а деньги очень нужны. Хотя бы для того, чтобы с помощью очередных подачек заткнуть на время горло самым нуждающимся и недовольным.
Примечательно, что по сведениям того же Bloomberg, разработка вариантов получения денег происходит в обстановке строго конфиденциального режима: ограниченная группа специалистов, видимо, давших подписку о неразглашении под угрозой судебного преследования, работает в «высокотехнологичном секретном помещении под землей, которое расположено на противоположном от Белого дома берегу Москвы-реки». Вероятно, такие ограничения вызваны опасениями утечек, хотя вроде речь идет не о вопросах обороны, новых видов оружия или борьбы с терроризмом.
Но, надо полагать, что тема уже стала настолько острой, а предлагаемые методы ее решения настолько непопулярны и могут вызвать острый отклик у уставших ждать улучшение российских граждан, что лучше с секретностью перебдеть.
Какие же источники денежных рек для ускоренного восстановления экономики предлагают эти «секретные экономисты»? По просочившимся из этого макроэкономического бункера сведениям их три.
Первое решение вполне очевидное и логичное: использовать для инвестирования в экономику средства Фонда национального благосостояния, который складывается из дополнительных нефтегазовых доходов. Сейчас там по состоянию на 1 марта накоплено 13,5 трлн рублей, или более 182,5 млрд долларов — 11,7% внутреннего валового продукта страны. Кстати, это почти самый высокий показатель за все время существования фонда с 2008 года — больше на миллиард долларов было только в нынешнем январе.
Такие гигантские средства резервной государственной кубышки если и работают, то не на Россию, а на дядю, поскольку хранятся в основном в виде долговых обязательств иностранных государств и международных финансовых обязательств. Распечатать наконец эту копилку и пустить деньги на внутренние нужды и инфраструктурное развитие страны давно предлагают нелиберальные экономисты, но сталкиваются с ожесточенным противодействием «рыночного крыла» власти. Однако, похоже, правительство все-таки приперло, и возможно, ФНБ начнет наконец работать на отечественные нужды.
Второе решение, которое предлагается, может стать конфеткой для тех, кто противится использованию средств ФНБ и является фактически лоббистом нефтегазового сектора во власти. Речь идет о смягчении так называемого «бюджетного правила». То есть когда в бюджет отчисляются дополнительные доходы от продажи нефти, если ее цена на мировом рынке превысила показатель, заложенный в бюджет на год. Например, в прошлом году это была отметка в 42,4 доллара за баррель.
Госдума, кстати, уже не раз смягчала «бюджетное правило», ссылаясь то на мировой кризис, то на сделку с ОПЕК, когда добыча углеводородов был ограничена, то еще чем-то там оперируя. Но проблема-то в том, что подобные льготы для нефтегазовых королей, как правило, приводят не к дополнительным инвестициям в отрасль, а лишь к повышению доходов самих газовых королей, когда по итогам года, даже самого неудачного, им выписывают колоссальные дивиденды, премии и бонусы.
Впрочем, эти предложения если и имеют отношения к нашей повседневной жизни, то косвенное. Где рядовой российский гражданин и где какое-то абстрактное «бюджетное правило» и еще более абстрактный Фонд национального благосостояния, как бы пафосно он ни именовался? Но вот третья идея, и, похоже, она и будет главенствующей, а первые два предложения лишь сыграют роль дымовой завесы для отвлечения внимания, в случае ее воплощения ударит по каждому. Речь идет о повышении налогов для физических лиц.
В каком именно виде и с какими конкретными показателями может быть внедрена новая гоп-стоп реформа, сказать пока сложно — не зря же там, в этом подземном бункере, царит режим секретности почище, чем в пусковой шахте стратегических ракет. Однако очевидно одно: ждать нам ничего хорошего не приходится. Пусть даже при этом и будут говорить о давних народных чаяниях, справедливой прогрессивной шкале налогообложения и прочих красивых, но наполненных совсем другим содержаниям вещах.
Глава российских финансов Антон Силуанов не раз заявлял, что повышение налогов ускоряет рост экономики. Вот прямо так! То есть минфин и его начальник уже давно носятся с мечтой повысить подати, заявляя, что они у нас самые низкие. Хотя это является откровенной ложью. Просто налоги за российского гражданина платит не он сам, как во всем мире, а работодатель. Мало ведь кто задумывается, что НДФЛ в 13 процентов — это лишь часть государственных податей, и что есть еще взносы в ПФР (22%), фонд соцстраха (2,9%), фонд обязательного медицинского страхования (5,1%). А с учетом дополнительных выплат — даже без учета налогов на недвижимость, авто и пр., каждый российский гражданин отдает государству более половины своего заработка. Для сравнения: максимальная ставка НДФЛ (все остальные взносы носят добровольный характер и зависят исключительно от самого гражданина — не хочешь медстраховку, не покупай!) во Франции — 49%, в Германии, Австралии и Великобритании — 45%, в Италии — 43%, в Люксембурге — 40%, в Польше — 32%.
По сути мы уже сейчас платим не меньше, чем в странах с куда более высоким уровнем жизни. Куда ж еще больше-то?! Или наши власти рождены, чтоб страшную сказку сделать страшной былью, и мы должны будем платить за воздух, право дышать и вообще жить?
Ждать, кстати, осталось недолго. Правительственные предложения предлагается огласить как часть ежегодного Послания президента Федеральному собранию, которое назначено на 21 апреля.
Уже трепещу, сушу сухари на черный день и покупаю кислородную подушку…