Швейцария приняла решение разблокировать средства, замороженные на банковских счетах в ходе следствия по делу «Аэрофлота», говорится в пресс-релизе министерства юстиции и полиции страны. Сумма в размере 53 млн швейцарских франков или 52 млн долларов была перечислена непосредственно на счет компании «Аэрофлот» в Цюрихе сообщает русская служба ВВС. «Мы подтверждаем: замороженные средства поступили на счет компании», — сообщила пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг.
Громкий скандал, связанный с присвоением денежных средств в валюте российского авиаперевозчика «подставной» швейцарской фирмой Andava, основным акционером которой был олигарх Борис Березовский, разгорелся во второй половине 90-х годов. В 1999 году Россия обратилась к швейцарским властям с просьбой об оказании помощи в возвращении денег, которые не успел увести Березовский у «Аэрофлота». Тогда властями Швейцарии на банковских счетах заморожено более 50 млн швейцарских франков. И вот, не прошло и двенадцати лет, как деньги вернулись компании — владельцу. Правда, с «премией», видимо — за задержку, чем и отличаются швейцарские бюрократы от российских.
Мелочь, но приятно
Перед тем, как выдать деньги «Аэрофлоту», власти Швейцарии направили запрос правительству России, с просьбой уточнить, куда нужно перечислять средства. На что отечественные чиновники, как ни странно, ответили, что их необходимо вернуть именно «Аэрофлоту», а не правительству — основному акционеру компании. Ну что ж, хозяин — барин. Зато как обрадовался этому один из главных акционеров «Аэрофлота», олигарх Александр Лебедев.
«Сумма в 50 млн, при выручке в 2−2,5 млрд долларов, конечно, небольшая, но и не такая уж маленькая. Однако приятен сам факт возвращения денег, — заявил Газете.Ru Александр Лебедев. Такое редко бывает в России, когда украденные за границей деньги арестовывают, а потом, после длительных процедур, возвращают. Это весьма радостное событие».
Но сейчас у «Аэрофлота», по словам Лебедева, другая проблема. «Правительство России 10 лет выносило из компании, так называемые, „пролетные деньги“, которые перевозчик зарабатывал по контрактам, — пояснил Лебедев. — По распоряжению правительства, деньги уходили на развитие управления воздушного движения, а также в ГТК „Россия“. Речь идет о серьезной сумме — не меньше 1,5−2 млрд долларов. Вот и выходит: с одной стороны Березовский и 52 млн долларов, которые вернули, а с другой — действия родного правительства, у которого 51% акций „Аэрофлота“, по выводу миллиардов». По словам Лебедева, после проверки этого факта Счетной палатой еще в 2006 году были вынесены предупреждения, тогда было сказано, что российское законодательство не разрешает выносить деньги из ОАО, акции которого обращаются на бирже. Но результата пока нет — миллиарды долларов «Аэрофлоту» чиновники так и не вернули. Может поэтому они так легко отдали в распоряжение компании швейцарскую «мелочь» — в качестве компенсации?
Деньги с неба
Нужно пояснить, что эти сборы за право выполнения полётов в воздушном пространстве России начали брать с иностранцев ещё в советские 70-е годы. Тогда они поступали в доход бюджета и расходовались на аэронавигацию. В 1992 году, когда «Аэрофлот» стал акционерным обществом, сначала пытались соблюдать установленный в советское время порядок. Но в 1993 году компания подписала договор с Минтрансом, согласно которому 80% от пролетных денег причиталось на аэронавигацию, а 20% оставалось «Аэрофлоту».
Потом в компании славно поработал Березовский, и эта пропорция сильно изменилась, естественно, в пользу «Аэрофлота». И хотя затем Березовского выдавили из бизнеса и страны, по данным журналистского расследования Владимира Соловьева, на аэронавигацию из этих денег шло от силы 5−10%, а остальные оседали в кармане «Аэрофлота».
В 2000 году в совет директоров «Аэрофлота» был назначен Герман Греф, в то время — первый замминистра госимущества. Говорят, что именно он и обратил внимание на деньги, которые падают прямо с неба, и привлек к ним внимание президента Владимира Путина. Тот дал поручение главному контрольному управлению администрации президента «проверить кассу». Главное контрольное управление докладывает Путину: «Между Аэрофлотом и иностранными частными авиаперевозчиками, осуществляющими полеты по транссибирскому маршруту, заключены договоры, результатом которых являются указанные платежи, а это 250−280 млн долларов в год. Средства используются на финансирование собственной текущей деятельности «Аэрофлота».
После чего Путин приказывает «обеспечить госконтроль» за этими валютными средствами, и деньги возвращаются в казну, но не в аэронавигацию. Затем, 25 октября 2006 года в Минэкономразвития проходит совещание, на котором Греф заявил, что: «Аэрофлот обязан использовать эти деньги на развитие и модернизацию аэронавигационной службы государства. Не существует объективных причин, препятствующих Аэрофлоту выполнять эти функции». После чего Счетной палате поручили проверить, на что же, все-таки, тратятся пролетные деньги.
В декабре 2006 года Счетная палата закончила проверку, и оказалось, что деньги тратятся в основном на автомобили, строительство, а также благотворительные, спортивные и торжественные мероприятия.
«Пролетные» миллионы
В феврале 2007 года, видимо после проверки Счетной палаты, правительство России поручает Минтрансу, Минфину и Росаэронавигации снова заняться проблемой пролетных денег. И вот дословный ответ министра транспорта Игоря Левитина: «Получаемые средства являются доходом ОАО „Аэрофлот“. Они расходуются на основании соответствующих решений Совета директоров Аэрофлота. Любая попытка переоформить порядок получения платежей на государственные органы необоснованна. Предложение о переводе указанных платежей в ставки сборов за аэронавигационное обслуживание не может быть поддержано».
В общем, что происходит с этими, действительно «пролетными» деньгами до сих пор точно не известно. Ясно одно, что аэронавигация с ними «пролетела». Те временем, по официальным данным Росаэронавигации: «Основу российской аэронавигационной структуры составляют морально и физически устаревшие радиотехнические системы, ограниченные по своим функциональным и техническим возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях воздушного движения над населенными пунктами, большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью. Системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют от 56 до 85%, а 70% эксплуатируемого самолетного парка имеет бортовые аэронавигационные системы, не удовлетворяющие современным требованиям».
И если таковы официальные данные, то это значит, что на самом деле все гораздо хуже. По ощущения специалистов, «за пределами ресурса» работает не 85%, а почти 100% аэронавигационной техники.
Бомбоубежище в Британии
Власти начали «бомбить» Березовского и его «подельников» в 1999 году. Тогда же Берн начал собственное расследование по фактам отмывания денег и корпоративного мошенничества, в ходе которого было заморожено несколько счетов в швейцарских банках.
По версии российского следствия, швейцарская фирма Andava, принадлежавшая топ — менеджерам «Аэрофлота» Николаю Глушкову, Александру Красненкеру, Лидии Крыжевской, Роману Шейнину и Борису Березовскому, присвоила 252 млн долларов, принадлежавших «Аэрофлоту».
Генпрокуратура России возбудила уголовное дело и акционерам Andava были предъявлены обвинения в незаконной предпринимательской деятельности и отмывании денег. А 12 марта 2004 года Савеловский суд признал виновными в невозвращении валютной выручки из-за рубежа и злоупотреблении служебными полномочиями Крыжевскую, Глушкова и Шейнина. Подсудимые получили от полутора до трех лет лишения свободы и были освобождены от отбытия наказания за истечением срока давности и по амнистии. Однако приговор не устроил ни одну из сторон, и через два месяца Московский городской суд направил дело на новое рассмотрение.
В итоге, в июле 2006 года Савеловский суд признал троих обвиняемых виновными в хищении уже не четверти миллиарда долларов, а всего лишь 214 млн рублей, принадлежащих «Аэрофлоту», и приговорил каждого к двум годам лишения свободы условно. Уголовное преследование Красненкера было прекращено в 2005 году в связи со смертью.
В то время Борис Березовский, получивший «бомбоубежище» в Британии, давно жил в Лондоне. В 2007 году в России заочно приговорили живущего в Лондоне Березовского к шести годам лишения свободы по обвинению в хищении валютной выручки «Аэрофлота». Сам бывший олигарх упорно отрицает все обвинения, а лондонский суд так и не принял решения о выдаче его властям России или Швейцарии. И сейчас он, наряду с Виктором Бутом, считается одним из самых авторитетных российских преступников, которых уже много лет безуспешно ловит Интерпол.