21 апреля президент РФ Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию. Как и предполагалось, значительную часть речи посвятил экономическому блоку вопросов. Еще накануне обращения инсайдеры сообщали, что оно должно дать россиянам образ будущего, от которого они ждут улучшения своего благосостояния и ситуации в экономике.
Возможно, чтобы не портить картину накануне выступления, Росстат не представил данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал в своем докладе «О социально-экономическом положении страны», который был опубликован 20 апреля. В ведомстве объяснили это тем, что пришлось уточнять часть данных, поэтому окончательные цифры будут опубликованы 29 апреля.
Тем не менее Владимир Путин признал, хоть и без конкретных цифр, что пандемия стала ударом по благосостоянию людей, обострила проблемы социального неравенства и бедности, и отметил, что восстановление, а затем и рост доходов — одна из первоочередных задач властей.
Президент также прокомментировал рост цен, но пообещал, что власть не будет заниматься директивными точечными мерами и определением ценников, так как это может привести к пустым полкам, как в 80-е годы. Вместо этого Путин поставил задачу сформировать условия, которые с помощью рыночных механизмов будут обеспечивать насыщение рынка и справедливое ценообразование.
После блока социально-экономического Путин перешел к макроэкономике. По словам президента, сейчас перед правительством стоит задача всесторонней модернизации экономики, которая станет прямым путем к созданию высокооплачиваемых рабочих мест. При этом модернизация промышленности будет неразрывно связана и с экологией. Эмиссия парниковых газов должна быть в России ниже, чем в ЕС, а бизнес как в новых, так и старых проектах, обязан нести ответственность за нанесенный природе ущерб.
«Получил прибыль — убери за собой», — сказал президент, упомянув аварию в Норильске, и призвал ускорить принятие закона об ответственности бизнеса за экологические катастрофы.
Особое внимание президент уделил поддержке бизнеса. Он поручил правительству проработать новые меры, в том числе в налоговой сфере, пообещал, что страховые взносы для малого и среднего бизнеса будут снижены с 30% до 15% на постоянной основе, поручил упростить условия работы для несырьевых экспортеров и снять ограничения в сфере валютного контроля. Еще одной мерой поддержки может стать организация закупок со стороны госкомпаний. В целом же правительство должно предметно заниматься улучшением делового климата, настроить систему поддержки частных инвестиций.
Затем последовал пассаж, который наверняка заставил крупный бизнес напрячься. Президент отметил, что прибыль корпоративного сектора в этом году обещает быть рекордной, несмотря на все проблемы, а потому по итогам года будут приниматься решения по донастройке налогового законодательства. В сторону ли увеличения, президент не уточнил. Зато пообещал поощрять тех, кто не выводит дивиденды, а вкладывает их в развитие.
Одним из самых интересных экономических блоков в послании президента стала часть, посвященная региональному развитию и инфраструктурным проектам, которые могут стать одним из драйверов ускорения экономики. Президент предложил весь объем коммерческой задолженности регионов, превышающий 25 процентов его собственных доходов, заместить бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года, а также провести реструктуризацию бюджетных кредитов, предоставленных для борьбы с эпидемией и пролонгировать их до 2029 года.
Кроме того, был представлен новый инструмент развития инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3 процентов годовых и сроком погашения 15 лет, которых планируется выдать на 500 млрд руб. Приоритетом здесь станут инфраструктурные проекты в сфере строительства дорог, развития городов, ЖКХ, туризма. Впрочем, здесь же президент упомянул и освоение ресурсов Арктики, и цифровое проектирование, а также призвал выделить средства из Фонда национально благосостояния на строительство автомагистралей.
Как считает экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, особых неожиданностей или прорывных решений в экономической части послания президента не было. Гораздо важнее, что оно подтвердило приверженность поставленным ранее задачам и стало четким сигналом для правительства и местных властей о том, что от них ждут конкретный результат.
— Это послание отличается от многих других даже не тем, что оно постпандемическое, а тем, что оно было произнесено после поправок в Конституцию, поэтому его содержательная нагрузка поменялась. У нас многие привыкли ждать от послания президента прорывов и судьбоносных решений. Но по сути их не было, кроме несколько социальных инициатив по поддержанию уровня доходов домохозяйств и выплат на детей, которые позволят удержать показатели бедности.
Что касается всего остального, принципиально важно, что президент четко и однозначно подтвердил, что мы не будем сворачивать с ранее намеченной траектории движения к национальным целям. Хотя, возможно, немного поменяются их параметры, в том числе в сторону более раннего достижения показателей.
Смысл экономической части в том, к 1 июля от приятельства и государственного совета ждут четких и ясных предложений по дальнейшему развитию экономики. Именно тогда должна быть представлена программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. К этому сроку министры должны иметь конкретные дорожные карты и понимание того, какие финансовые ресурсы потребуются для их выполнения.
Президент подтвердил стратегический курс нашего социально-экономического развития с упором на то, чтобы не тешить себя судьбоносными идеями, а спокойно и по-взрослому делать то, что уже наметили. Раз есть срок до середины года, давайте к нему и определяться.
«СП»: — Какие моменты можно назвать самыми важными в экономическом блоке послания?
— Были озвучены срочные меры — это дополнительные шаги по поддержке малого и среднего предпринимательства, повышению зарплат. Также принципиальная вещь — комплекс мер по обеспечению долгосрочной стабильности региональных и муниципальных финансов, по крайней мере, до 2030 года, и, конечно, инфраструктурные кредиты. Пока объем их небольшой, полтриллиона рублей, но он может помочь решить многие вопросы.
Важно, что президент признал — ресурсы в стране есть, деньги существуют, но у нас дефицит проектов, в первую очередь, на региональном уровне. Один из знаковых моментов — это вскользь брошенная фраза о том, чтобы правительство не ждало, когда регионы предложат им качественные проекты, а само им помогало. Иначе мы будет топтаться на месте, как в предыдущие годы, когда деньги были, а проектов не было.
Эти моменты кажутся мне достаточно принципиальными. Можно их называть прорывными, а можно — решениями, которые давно назрели. Совокупность относительно негромких инициатив складывается в довольно надежную картину. Курс социально-экономического развития подтвержден, но при этом признано, что многие проблемы не имеют решения. Итог послания — предельно конкретизированное расписание того, что и когда должно сделать правительства, парламент и Госсовет, вплоть до указания по пунктам, какие законы они должны принять в весеннюю сессию. И в этом смысле это определенный прорыв с точки зрения системной работы в государственном управлении.
Мы привыкли к тому, что объявляются громкие инициативы, произносятся лозунги, а потом хоть трава не расти. На сей раз все было в другой тональности. Меньше «судьбоносных инициатив», больше указаний конкретной работы и подтверждения давно поставленных целей, и, конечно, внимание региональному развитию. В прошлых посланиях это говорилось как бы по касательной, а сейчас звучало было большим вниманием к исполнительской дисциплине. Это само по себе кажется мне достижением.
► Читайте онлайн-репортаж «Свободной Прессы» с церемонии Послания президента России Федеральному собранию