Роботизация в России споткнулась на ценнике. Пока труд гастарбайтеров и выходцев из отечественной провинции обходится работодателям куда дешевле, поэтому многие не спешат автоматизировать свое производство. Но уже недалек тот день, когда роботы научатся обходить и это препятствие. Помните, какой дорогой роскошью считались первые мобильные телефоны? Теперь на них карманов не хватает.
Сейчас большинство россиян (70%) полагает, что робот не сможет выполнять их обязанности на работе сейчас или в обозримом будущем; 18% полагают, что может, но в незначительной степени. Еще 5% респондентов думают, что машины способны в значительной степени заменить их в работе, а 6% — полностью, свидетельствуют данные опроса «ВЦИОМ-Спутник», представленные на форуме труда.
То есть две трети населения страны роботов-конкурентов в упор не видят. И при этом мы так много слышим о том, что государство вкладывает в технологические разработки огромные деньги. Но, может, все-таки не туда и не так инвестируем, если нет реальной отдачи? Обидно за державу, которую со своим технологическим бумом так легко обошел тот же Китай, которому в советский период (а это же было не так давно) наша страна оказывала многостороннюю поддержку, в том числе технологическую. Нам здесь уже не догнать Поднебесную?
Тем не менее процесс роботизации в стране идет. Еще в 2019 году ученые в РАНХиГС пришли к выводу, что к 2030 году 20,1 млн россиян рискуют остаться без работы из-за автоматизации. Но с оговоркой, что это длительный процесс, и у людей будет время переучиться.
Однако пришла пандемия и ускорила этот процесс: роботы, в отличие от людей, не болеют. Тогда, может, надо энергичнее готовить новую платформу занятости населения, чтобы в будущем уберечь людей от технологического шока?
— В ближайшем будущем действительно трудно ожидать массового замещения рабочих мест роботами, — считает преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин. — Дело не в том, что Россия как-то отстает в технологических разработках. Технологии не могут заменить вакансии, где требуются чисто человеческие навыки, социальные компетенции, а также творческие профессии. Кроме того, в ряде случаев финансово невыгодно заменять роботом работников с низкой квалификацией и невысокой оплатой труда — это просто выйдет дороже.
Тем не менее есть профессии, которые уже в ближайшей перспективе будут замещены из-за автоматизации рабочих процессов — например, бухгалтеры, делопроизводители, секретари. Стоит отметить, что новые технологии также будут способствовать созданию новых рабочих мест и новых профессий, поэтому массовой безработицы из-за технологической революции ожидать не стоит.
— Все, что связано с робототехникой — это специальность № 1 на ближайшие 10−20 лет. Уберечь людей от технологического шока можно, обучив их работать с роботами, но, к сожалению, учебные заведения очень медленно адаптируются к введению новых профессий, — отмечает основатель и совладелец компании «ТЕХНОРЭД» Артем Лукин. — Последние 3−4 года в России идет активная автоматизация и роботизация всех процессов. Во всех отраслях экономики, в производственной сфере, машиностроении, фарминдустрии, на пищевых предприятиях. Поэтому все, что связано с автоматизацией и роботизацией — это профессии будущего.
По данным НАУРР (Национальной Ассоциации участников рынка робототехники) уже сегодня нехватка кадров по специальностям, связанным с робототехникой в России, составляет 19 000 человек. Пандемия очень ускорила процесс роботизации, и к 2025 нехватка таких специалистов уже превысит 40 000 в нашей стране.
При производстве и интеграции промышленных и колоборативных роботов мы сталкиваемся с такой проблемой на переговорах с заказчиками: «Кто на этом будет работать? Кто будет обслуживать?» Некому учить — все хорошие специалисты со знаниями и опытом успешно трудятся на предприятиях. Не на чем учить — слабая материально-техническая база. Поэтому мы открыли отдельное бизнес-направление- Академия роботизации, выпускники которой отвечают запросу современной экономки — могут самостоятельно внедрить робота, рассчитать его окупаемость, обучить, найти узкие места, понять, где целесообразно, а где нецелесообразно устанавливать робота. И конечно за такие кадры идет настоящая борьба среди работодателей.
Самая консервативная область — медицина. Изменения тут происходят очень медленно. Быстрее всего инновации приживаются в производственной сфере. Те предприятия, которые борются за повышение своей эффективности, снижение себестоимости, повышение рентабельности и производительности, всегда активно внедряют новые технологии, роботов, которые заменяют людей на вредных, опасных и трудоемких участках, и прочие системы автоматизации.
Хотя две трети россиян не боятся скорой технологической безработицы, по последним исследованиям уже до 2025 года миллионы человек в России потеряют свою текущую работу. Это бухгалтера, водители автомобилей, рабочие на заводах. На их место придут роботы. И конечно же сегодня этим людям важно быстро перестроиться, перепрофилироваться, чтобы быть востребованными и дальше. Все думают «Мы работали 15 лет на своем месте и вдруг учиться чему-то новому?!». Не стоит бояться, современная робототехника доступна, и в связи с огромной нехваткой специалистов сейчас очень низкий порог входа.
— Традиционным путем Китай в технологической сфере не догнать. Слишком велик отрыв, слишком по-разному обошлись с обеими странами последние годы 20 века, — считает советник ТПП РФ, представитель ОПОРЫ России в Пекине Александр Зайнигабдинов. — Но есть шанс «срезать углы» в кооперации друг с другом. Например, одним из важных факторов технологического перевооружения китайской промышленности является массовое внедрение промышленных роботов. А программистов, способных качественно их «обучать», не всегда хватает. В России же, наоборот, есть интеллектуальные ресурсы в этой сфере, которым негде на практике применить знания.
Вообще, многие технологии и стартапы не могут «взлететь» в России из-за ограниченных масштабов рынка. Китай и по населению, и по размерам экономики больше России примерно в 10 раз. Если грамотно использовать возможности этого рынка, не теряя собственных компетенций и не отдавая технологии на невыгодных условиях, можно добиться обоюдной выгоды.
— В России есть сильные компании, участвующие в развитии робототехники, и они пользуются успехом на международной арене, — считает основатель и директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев. — Например, благодаря удачным решениям, произведенная нашей компанией робототехника выигрывает у китайских аналогов и по цене, и по качеству. И многие другие российские компании успешно конкурируют на международном рынке, например, в сфере производства экзоскелетов для медицинской реабилитации, программного обеспечения промышленных роботов.
Страна хорошо вложилась в цифровизацию. Посмотрите на «Госулуги», МФЦ — всем этим теперь можно пользоваться легко и удаленно. Благодаря этому экономика развивается быстрее. Я некоторое время жил в США — там, чтобы получить госуслугу, приходилось выстаивать огромные очереди и еще не факт, что получишь — это просто ужас! Был в Японии — там до сих пор еще не везде работает оплата по карте — требуют только наличный расчет, в поездах и на станциях метро нет Wi-Fi, а мы привыкли — подключайся и пользуйся. Так что, Россия на правильном пути. Пять лет назад я собрал первого робота в гараже на окраине Перми, а сегодня созданная мною компания Promobot поставляет продукцию в 40 стран мира.
На первоначальном этапе (стартап) мы получили грант «Умник» от Фонда содействия инновациям: дали 400 тысяч рублей, чтобы мою идею воплотить в прототип. Потом Российская венчурная компания помогла правильно выстроить бизнес-модель, стратегию выхода на рынок. За победу мы получили приза в 1 млн 250 тыс. рублей. И еще около миллиона рублей от Фонда содействия инновациям на развитие научной составляющей в своем проекте.
Став резидентами «Сколково», получили налоговые льготы, доступ к инфраструктуре, возможность бесплатного участия в выставках и презентациях. Также различные фонды оказывали нам поддержку в приобретении станков для оснащения завода. Поэтому считаю, поддержка технологического развития есть. Конечно, может, что-то эффективно происходит, а что-то нет, но это нормально при создании чего-то нового.
— Каким бы технологичным ни был сервис, клиенты хотят работать с людьми, а не с алгоритмами, — считает генеральный директор IT-компании Omega Алексей Рыбаков. — К примеру, риэлторский бизнес. Основная цель компании, внедряющей в свою работу онлайн-сервисы, — автоматизировать бизнес-процессы, оптимизировать работу, сократить расходы и увеличить доходы. Но едва ли компании ставят целью уволить сотрудников. Наоборот, технологии забирают на себя часть рутинных задач, чтобы риэлтор мог сконцентрироваться на чисто «человеческих» вопросах.
Помимо чисто технических вещей, риэлтор занимается вопросами доверия — и с продавцом, и покупателем. Речь идет о психологии, в чем технологии практически никак не помогают. Это особенно важно в подобных решениях «всей жизни», в которых клиент рискует потерять многое.
Таким образом, каждый из этапов пути клиента может быть автоматизирован, но когда процесс доходит до общения и согласования, выработки юридических механизмов, обойтись без опытного риэлтора, который буквально «чувствует» обман, сложно. Например, никакая система или приложение не подскажет клиенту, что застройщик «халтурил» еще во время строительства дома. Это можно узнать лишь от риэлтора, который в курсе местного рынка недвижимости не из интернета, а из реального общения с людьми и предыдущих сделок. Хотя технически сделка может быть проведена в автоматизированном режиме с помощью онлайн-сервисов и без риэлтора.
С другой стороны, технологии поднимают планку для риэлторов, которые, чтобы не потерять работу, чтобы не потерять работу, будут развивать свои soft-скиллы: быть наставником для других риэлторов, психологом для клиентов с трудной жизненной ситуацией или с психологическими проблемами, конфликтологом в сложных переговорах. Те риэлторы, которые будут автоматизировать свои бизнес-процессы и расти в soft-скиллах, во многом выиграют в конкуренции. Поэтому в ближайшие 10 лет мы увидим не исчезновение профессии риэлтора, а рост конкуренции между агентствами, в которой выиграют наиболее технологичные. Примерно то же самое произойдет и во многих других сферах.