Более трети россиян (38%) считают доход в 50−80 тысяч рублей на человека достаточным для «достойной жизни». Такие данные приводит банк «Открытие» со ссылкой на собственное исследование. Еще 28% респондентов назвали нормальным доход в 80−120 тысяч, 15% хотели бы получать 120−200 тысяч и только 9% сказали о доходе более 200 тысяч рублей в месяц. Еще 11% для нормальной жизни хватило бы и менее 50 тысяч рублей.
Если верить исследованию, запросы у большинства россиян оказались совсем не заоблачными. 50−80 тысяч рублей, которые более трети граждан считают достаточными для «достойной» жизни, это 563−883 евро. Однако по европейским меркам это совсем небольшой доход. Даже в таких странах, как Латвия, Литва, Эстония, Чехия или Хорватия 500−600 евро — это минимальная зарплата. А в Германии или Франции этот показатель составляет 1500 евро. 500−550 евро в этих странах — это средний размер социальной помощи, куда могут входить также деньги на аренду жилья и другие дотации.
Понятно, что стоимость жизни в Европе выше, чем в России, но не сказать, что так уж принципиально. Тем более что в последние годы и по ценам, и по тарифам ЖКХ мы уверенно нагоняем европейцев.
Любопытен и еще один момент исследования — согласно Росстату, средняя зарплата в России и так составляет немногим больше 51 тысячи (563 евро). То есть большинство россиян вроде как уже получает доход, необходимый для «достойной жизни». Непонятно только, почему при этом только 11% опрошенных сочли свой доход достаточным.
Возможно, потому, что понятие средней зарплаты очень неоднозначное и включает в себя как зарплаты топ-менеджеров «Газпрома», так и простых смертных. Причем имущественное расслоение между первыми и вторыми достигает космических масштабов. Например, доходы членов правления «Газпрома» только за одно полугодие 2020-го превысили миллиард рублей, несмотря на падение цен на газ. В состав правления, кстати, входят всего 14 человек.
Неоправданно высокие доходы получают не только в госкорпорациях, но и в других сферах. Например, скандальная телеведущая Ксения Собчак за прошлый год официально заработала 185 миллионов рублей. Для нее 50−80 тысяч — это разве что поход в ресторан на быстрый ланч. И в то же самое время в России модальная, то есть самая часто встречающаяся зарплата, по оценкам экспертов, составляет 20−25 тысяч рублей в месяц. Неудивительно, что таким людям, как просто токарь или дворник Иван Петров, доход в 50−80 тысяч кажется очень даже достойным, а уж о чем-то большем они и думать не смеют.
Экономист, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Комолов считает, что все дело в заниженных ожиданиях россиян, которым зарплата в 50 тысяч рублей кажется недостижимым идеалом.
— Реальные зарплаты у нас очень низкие и о 50 тыс. речи не идет. Неравенство доходов очень высоко. Поэтому и медианная, и модальная зарплата сильно отличаются от среднеарифметической, которую выводят статистические службы. При очень низком доходе рост зарплаты на 40−50% кажется человеку тем, что обеспечит ему достойный уровень жизни.
Объективно с этим трудно согласиться, но субъективно люди считают, что им должно хватать денег только для удовлетворения базовых потребностей. Отсутствие нужды в еде, одежде и крыше над головой уже считается достаточным для достойного существования, хотя для развития экономики и повышения конкурентоспособности России в мире этого мало. Нужно добавить и доступ к образованию, и достаточное медицинское обслуживание, что в наших реалиях не может быть обеспечено даже доходом в 50−80 тысяч рублей. Но из-за общей бедности населения у нас ставятся такие низкие планки достойной жизни.
«СП»: — По европейским меркам такая зарплата — это вообще уровень социального пособия. С чем связана такая разница?
— Нельзя напрямую сравнивать наши зарплаты с европейскими по валютному курсу, установленному ЦБ. Считать нужно по паритету покупательной способности. Если номинальный курс рубля к доллару 1 к 75, то покупательная способность отличается, как 1 к 30. Поэтому и разрыв в зарплатах оказывается не таким значительным, хотя и существенным. В целом в Европе и США также существует проблема бедности, растет неравенство среди населения.
Другое дело, что трудно напрямую сравнивать эти показатели, потому что у нас и структура экономики другая, и проблемы другого характера. Нашей экономике требуется догоняющее развитие. Чтобы достичь этих целей, нам надо не просто жить так же, как немцы, а жить лучше, чем они. Мы должны обеспечить условия для реализации творческого потенциала среднего работника на более высоком уровне, чем в Германии или США, чтобы их догнать.
Можно обратиться к опыту экономики ХХ века, когда в Советском Союзе делался упор именно на реализацию творческого потенциала общества, повышение его образовательного, культурного, инженерного уровней, улучшение инфраструктуры. Все это необходимо для того, чтобы догнать более развитые страны.
Поэтому нам и сейчас нужно не просто ориентироваться на Германию, а ставить цели выше, чем у них. Но для этого необходимо ограничить аппетиты российских олигархов, потому что иного источника для повышения благосостояния населения у нас в стране сейчас нет.
«СП»: — То есть потенциал для повышения зарплат есть? А как насчет аргумента, что низкие зарплаты у нас объясняются низкой производительностью труда?
— У нас производительность труда действительно ниже, чем в развитых странах, при этом его интенсивность — выше. То есть люди работают больше, но менее эффективно. Но связано это не тем, что у нас народ ленивый, как часто можно слышать из уст разного рода экспертов. Производительность труда у нас низкая в силу низкой степени автоматизации и высокого износа основных средств в экономике.
Это вина бизнеса и инвесторов, которые не заинтересованы ни в чем, кроме как в эксплуатации доставшейся по наследству советской инфраструктуры. Для того чтобы повышать зарплаты, нужно осуществлять инвестиции в основной капитал. Но бизнес этого не делает. Он в значительной степени играет паразитическую и спекулятивную роль, занимаясь перепродажей китайских товаров или российской нефти.
В этой связи на государство ложится особая ответственность по оптимизации инвестиционного процесса, но оно не очень желает выступать в роли локомотива экономики. Поэтому о повышении зарплат речь у нас не пойдет до тех пор, пока общество не заставит государство действовать по иному сценарию.
Если говорить о других факторах, которые влияют на зарплаты, нужно обратить внимание на налоговую систему. У нас очень высокие налоги на труд и низкие — на капитал. Это вопрос перераспределения доходов. Государство, в первую очередь, удовлетворяет интересы крупного бизнеса и только во вторую смотрит на интересы наемного работника. Поэтому у нас и зарплаты ниже.
Можно сравнить, как перераспределяется национальный доход в России и, к примеру, во Франции. Наши инвесторы получают намного больше прибыли, чем французские, а наемные работники, напротив, имеют меньшую долю национального дохода. Чтобы по-другому перераспределять доходы, нужно менять налоговую политику государства, повышать налоги на бизнес и снижать на труд. Это скажется и на размере российских зарплат.