Россияне из-за роста цен и падения доходов перешли в режим проедания сбережений. Это следует из отчета Росстата. За первый квартал 2021 года население получило доход 14,3 триллиона рублей, а потратило на товары и услуги 14,9 триллиона рублей. Сообщается, что разница была покрыта из сбережений, которые за три месяца текущего года сократились на 604,3 млрд рублей.
В отчете говорится, что реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в I квартале 2021 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,6%. При этом начало 2021 года принесло ухудшение по всем статьям доходов.
— Доходы и раньше падали, но о проедании сбережений не говорили, потому что их не было, — поясняет главный редактор портала ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Я напомню, что первое обиралово проходило на фоне конфискации еще советских вкладов в Сбербанке. То есть почти все советские люди вошли в новую реальность нищими. А сбережения были солидными, даже по мировым меркам. Именно после этого слова «пенсионер» и «нищий» стали синонимами.
Потом было обиралово 1998-го года, когда все, успевшие накопить жирок в 90-е опять лишились всего. Я напомню, только СБС-Агро оставил нищими более миллиона вкладчиков. Ну а теперь у нас «торжество закона» —- можно прожирать сбережения. Я вот именно этим и занимаюсь в последнее время. Закончатся — пойду побираться.
«СП»: — Давайте разберемся с понятиями. Когда говорят «проедают сбережения» это означает, что доходов в прямом смысле на еду не хватает?
— Кому-то не хватает и на еду, о чем свидетельствуют данные о качественном и количественном составе среднего рациона россиянина — меньше мяса, больше хлеба и «макарошек». Но тот, кому не хватает на еду, обычно сбережений не имеет. Так что те, у кого сбережения есть, проедают. У кого нет — голодают.
«СП»: — За первый квартал 2021 года, население получило доход 14,3 триллиона рублей, а потратило на товары и услуги 14,9 триллиона рублей. Разница была покрыта из сбережений. То есть люди у нас небедные? Неплохо накопили?
— У нас люди не просто небедные, они очень богатые. Больше 100 человек в списке Форбс. Правда. один из них, г-н Дерипаска недавно назвал 80 процентов россиян — нищими. Так вот, доход в 14,3 триллиона рублей — это 200 миллиардов долларов. Всего-то. Как раз в основном это доходы фигурантов списка Форбс, их близких и приближенных. А объедки — это всем остальным россиянам. Которые могут гордиться своими соотечественниками, которые «неплохо накопили».
«СП»: — Многие ли россияне делают сбережения? И как они узнают, когда приходит время их тратить? Как узнать, что «черный день» наступил?
— Сбережения делают все, даже белки. Кто-то копит на новый «Майбах», кто-то на бутерброд с икрой на Новый год. А узнать, что пора раскрывать кубышку очень просто — денег нет, а есть хочется. Или вот жена у меня, когда умирала —- я не буду называть суммы, которые съела у меня наша медицина, это неприлично для деятеля оппозиции. Чтоб понятно: один укол — 3 тысячи долларов. Люди в платных онкологических клиниках квартиры продают, имущество закладывают. Можно, конечно, сказать, что с жиру бесятся, можно и поскромней концы отдавать. Ну ничего, если я заболею тяжело, то мне уже лечиться не на что, все нормально.
«СП»: — Реальные располагаемые денежные доходы, по оценке, в I квартале 2021 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,6%, говорится в отчете Росстата. Начало 2021 года принесло ухудшение по всем статьям доходов. Почему, по-вашему, это произошло? Какие выводы можно сделать?
— Выводы очень простые — экономическая система при Путине в РФ сложилась такая, что может нормально функционировать только при очень большом притоке денег извне. Например, от нефтегазового бума. При 7 долларах за баррель только Примаков, Маслюков и Геращенко могли обеспечить годовой рост промышленности на 18 процентов. Но это совсем не путинская система, основанная на роскоши сверхбогатых и нищете остальных. Сегодня даже 3,6 процентов снижения доходов населения у них персональные бюджеты, сверстанные и так «внатяг», не сходятся, и люди начинают бедствовать.
«СП»: — А что потом, когда все сбережения будут проедены?
— Что потом? Суп с котом — буквально. И добрые люди, утопленные в собственных золотых унитазах.
— Росстат, как всегда, выровнял россиян под одну гребенку, хотя образ жизни, например, миллиардеров значительно отличается от образа жизни народного большинства, — считает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Посему утверждение о том, что россияне начали тратить свои сбережения — из области очередной глупости. Большинство людей в ситуации, когда наступают черные дни, не увеличивают свои расходы, а напротив, уменьшают. Причем — даже в том случае, если падают их доходы.
Вопрос: а кто увеличивает свои расходы в обстановке нестабильности? Разумеется, те, у кого имеются солидные суммы на банковских счетах, и нарастает риск их потерять в результате деноминации, обесценивания
Кроме того, продолжает увеличиваться давление на людей в виде штрафов, сборов — и это не рост трат из сбережений, а изъятие у людей последнего: надо называть вещи своими именами. Я уже не говорю о росте цен на товары, в результате чего опять же основная масса россиян начинает экономить даже на продуктах, а вот небольшая зажиточная часть населения — да, она по факту увеличила свои расходы, но не за счет роста покупок, а исключительно за счет роста цен.
«СП»: — Можно ли говорить о каком-то экстраординарном росте цен и падении доходов в последние месяцы? Это, по-вашему, долгосрочный тренд? Как долго он продлится?
— Рост цен в России — чрезвычайно негативный тренд, поскольку он происходит на фоне падения доходов населения. По факту он приводит к резкому снижению спроса, а следовательно — к сжатию экономики как таковой. Этот процесс целиком и полностью опровергает монетаристскую политику российского правительства, однако, судя по тому, что власть делает ставку в «борьбе» с повышением цен на продукты питания на административные меры, к сожалению, она абсолютно неадекватна и загоняет страну еще дальше в экономическую катастрофу.
«СП»: — Надолго ли хватит сбережений россиян? Что будет, когда они кончатся?
— Ещё раз повторю: у большинства россиян, в особенности у пенсионеров, нет никаких сбережений. Есть заначки в размере одной зарплаты на случай увольнения, а у пенсионеров — на похороны. Так что сбережения сдуваются только у небольшой части россиян — это квазисредний класс и сословие богатых, — которые действительно имеют сбережения и держат их на депозитах.
Что будет — известно. Народное большинство уже реагирует на ситуацию сворачиванием спроса и уходом в жесткую экономию, в том числе — в экономию на детях. Неужели не понятно, что сокращение численности россиян на 183 тысячи человек только за январь-февраль с.г. — это следствие перехода большинства россиян в режим личного выживания? И не надо размазывать статистику по миллиардерам и топ-менеджерам по всему российскому населению.
Что делать — тоже известно. Нужно менять и желательно полностью всю руководящую верхушку. При том, что значительная часть нынешних чиновников вообще должна сидеть в тюрьме за злоупотребление служебным положением в целях обогащения. К сожалению, верхушка чувствует, что под ней горит земля и уже приравняла любые критические высказывания в свой адрес к экстремизму, что лишний раз свидетельствует о ее неадекватности.