Популярный сервис по поиску персонала «Работа.ру» провел опрос на тему, сколько должны получать представители тех или иных профессий. Выяснилось, что в среднем пользователи портала считают нормальной зарплатой для учителей в 120,7 тысяч рублей, для врачей — 122,8 тысяч, для ученых — 130,8 тысяч, для инженеров — 132,7 тысяч, для шахтеров — 134,6 тысяч, для спасателей и пожарных — 126,9 тысяч рублей.
Обращает на себя внимание, что пожелания зарплат независимо от профессии находятся примерно на одном уровне. То есть люди, участвовавшие в опросе, заявили не о важности той или иной специальности, а о необходимости обеспечить людям достойный уровень жизни. Так, граждане считают необходимым платить 97,7 тысяч в месяц чернорабочим. И в этом нет ничего удивительного. В конце концов, чем бы человек не занимался, но если он вносит вклад в общественное благо, то не должен быть лишен права на нормальную жизнь.
По большому счету, опрос выявил не столько зарплатные ожидания, сколько реальный прожиточный минимум. В том смысле, сколько нужно работающему, чтобы чувствовать себя уважаемым гражданином, а не бороться за выживание.
Кстати, ранее тот же портал «Работа.ру» провел опрос, довольны ли россияне своей зарплатой. Оказалось, что удовлетворены только 9%. Четверть респондентов заявили, что хотели бы повышения на 50 тысяч рублей, столько же хотели бы получать больше на 20−30 тысяч.
Вообще, в развитых странах при расчете зарплаты действует достаточно простой принцип. У работающего есть два основных пути, как обеспечить собственное благосостояние. Первый путь — работать немного, но иметь всё для спокойной скромной жизни. Поэтому многие отказываются от получения высшего образования, устраиваются почтальонами на полдня или даже дворниками. Второй путь — вкалывать и иметь возможность решать крупные бытовые проблемы. Например, в СССР после нескольких лет работы на Севере люди покупали себе кооперативные квартиры.
В современной России даже высоквалифицированные сотрудники вряд ли могут рассчитывать на достойную жизнь. Скажем, ЦНИИМАШ (головное предприятие Роскосмоса) предлагает ведущему научному сотруднику с ученой степенью кандидата наук 79 тысяч или около 69 тысяч после уплаты НДФЛ. Может, для кого-то и неплохо, но явно не соответствует ответственности и квалификации.
Заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, директор Научного центра экономики труда РЭУ имени Плеханова Вячеслав Бобков констатирует, что до достойных зарплат в России пока далеко:
— По данным за 2019 год, 5% работающих имели зарплату ниже прожиточного минимума, 35% - от одного до двух минимумов, что тоже очень мало. Еще 24% можно считать низкооплачиваемыми, у них зарплата до 3,2 прожиточных минимума — примерно до 38 тысяч рублей в месяц. Среднеоплачиваемых только 34% - у них зарплата от 38 до 120 тысяч рублей. И только 2% получали больше.
Более-менее приемлемым уровнем можно считать зарплату в 4−5 минимумов. Но если смотреть на семью с двумя работающими и двумя детьми, то для среднего уровня жизни, не очень высокого, зарплата должна быть порядка 11 минимумов, а это и есть те самые 120 тысяч.
«СП»: — Получается, на достойную жизнь рассчитывать практически невозможно?
— Чтобы семья имела начальный уровень среднего достатка, зарплата должна быть от 120 тысяч. На практике людям часто платят в районе 40 тысяч, то есть втрое меньше необходимого. Цена рабочей силы у нас чрезвычайно низкая.
«СП»: — К этому прибавляется то, что людей просят зарегистрироваться как самозанятые или ИП. И не надо платить больничный, отпускные…
— У нас очень высокая доля так называемых «неустойчиво занятых». Причем количество таких незащищенных работников постоянно растет. Найти стабильную работу становится всё сложнее, и люди соглашаются на любые условия. Некоторые надеются хоть как-то зацепиться на рабочем месте. Мол, потом будет улучшение, что-то изменится.
«СП»: — К чему приводят низкие зарплаты в долгосрочной перспективе?
— В обществе растет социальная напряженность, недовольство своим положением, недоверие к власти. Это огромная проблема, свойственная не только Россиинашей стране. В какой-то степени проблема связана с техническим прогрессом, который позволяет работодателю создавать много дешевых рабочих мест и сокращать расходы на зарплаты.
«СП»: — Есть мнение, что власти выгодно, когда люди живут в нищете и боятся потерять последнее.
— Всё зависит от того, какие задачи ставит перед собой власть. Если она обслуживает интересы капитала, то заинтересована в дешевых работниках. С политической точки зрения незащищенным работником легче управлять: подбросил чуть-чуть перед праздниками или выборами, и люди довольны.
Но экономика может развиваться только тогда, когда поддерживают творческого работника. Он должен быть независимым от работодателя, тогда он сможет реализовать свой потенциал.
Профессор НИУ-ВШЭ Иван Родионов считает, что государство могло бы в ближайшее время повысить зарплаты работников, но для этого нужна политическая воля:
— Ожидания россиян можно считать завышенными. В Европе, в менее развитых странах вроде Испании, Португалии, юга Италии, есть такое понятие, как «проклятие тысячи евро». То есть у многих людей нет никаких способов зарабатывать больше 1000 евро, независимо от образования и квалификации. На мой взгляд, в РФ существует та же граница, то есть около 90 тысяч рублей.
Возможно, зарплаты можно было бы повысить в случае высоких цен на нефть, порядка 100 долларов за баррель.
В начале «двухтысячных» секретарша в Москве получала порядка тысячи долларов в месяц. В это время в Турции высококвалифицированный инженер получал 800 долларов. Наверное, это неправильно.
Если исходить из современных реалий, то было бы логично прибавить всем работающим примерно 25 тысяч рублей в месяц к действующим зарплатам. Подчеркну, к реальным зарплатам, а не к тем, которыми отчитываются больницы и школы. Если говорить о пенсионерах, то им было бы нормально прибавить по 10−15 тысяч рублей. И это бы сняло многие проблемы.
«СП»: — Что мешает это сделать?
— Повысить зарплаты и пенсии вполне реально, проблему можно было бы решить за год-полтора.
Просто нет такой задачи, она никем не ставится. Всем удобно, когда граждане нищие. Потому что в этом случае у людей меньше социальные притязания, подавлена их общественная активность.