Одной из причин роста цен на продукты в России стала жадность отдельных производителей и торговых сетей. Об этом, выступая перед депутатами Госдумы, заявил глава правительства Михаил Мишустин.
Премьер пояснил, что сейчас многие предприниматели, не желая терять выгоду, подняли внутренние цены вслед за мировыми. Это привело к росту цен внутри страны, прежде всего — на социально значимые товары.
При этом конкретных производителей он не назвал, однако подчеркнул, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе».
Ранее сообщалось что правительство продлило соглашения по сдерживанию цен на продукты: для сахара —до 1 июня, для масла — до 1 октября этого года. А потом? Применят к бизнесу «репрессивные меры»?
— Цены на продовольствие — это сегодня чуть ли единственное, что существует пока еще в рыночном режиме, — считает директор института ЕАЭС Владимир Лепехин. — К примеру, цены на услуги ЖКХ или на бензин — это не рынок, это произвольный маржинг монополий, но кабмин почему-то не беспокоит высокая стоимость топлива или величина произвольно назначаемых налогов. В правительстве забеспокоились только тогда, когда народу стало не на что покупать хлеб, сахар, молоко и масло.
Однако никому из чиновников в голову не приходит провести параллель с механизмом роста цен, например, на бензин и ростом цен на продукты питания. А механизмы здесь одни и те же. Если в первом случае основная причина — монополизм и жадность нефтяных олигархов, то во втором — не просто жадность торговых сетей, но и их монополизм. Ну и как премьер собирается бороться с монополизмом? Судя по всему, никак.
«СП»: — Премьер напомнил, что «у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах». Как будут вести с бизнесом диалог с позиции силы?
— На деле, чем больше бизнес штрафовать и нагибать, тем меньше он будет платить налогов в собственной стране. Нет критериев «жадности». Есть критерии, по которым можно определить причины роста цен — а вот этим чиновники заниматься на хотят. Проще составлять списки «жадных», а затем административным путем их доить, выдавая за борьбу с ростом цен.
«СП»: — Ранее вице-премьер Абрамченко заявила, что сдерживание цен на продукты нельзя постоянно поддерживать на основе соглашений, необходимо использовать рыночный подход. Соглашения продлевать не будут?
— Цены невозможно регулировать путем административных мер, в противном случае это уже будет не торговля, а принудительное распределение товара, которое неизбежно приведет к его дефициту. Но что делать, чиновники не знают. Посему они в тупике и вынуждены заниматься демагогией.
«СП»: — На какие товары могут еще повыситься цены?
— Цены повышаются на все без исключения товары. Просто народ особо возмущается ростом цен на товары первой необходимости, на то, от чего он отказаться не может. И если он может, к примеру, отказаться от автомобиля, от турпоездок, от походов в ресторан, от кредитов и даже одежды, то от некоторых продуктов питания отказаться не может — и на это он болезненно реагирует.
В принципе, главная катастрофа, которая сегодня назревает, это оплата услуг в сфере ЖКХ. По факту почти все россияне работают сегодня в основном на застройщиков и управляющие компании. Вот где монополизм, жадность и отсутствие порядка.
— Потребительский спрос в России снижается на подавляющее большинство товаров и услуг, — отмечает политолог Дмитрий Галкин. — Но продукты массового потребления, разумеется, к этой группе не относятся.
Цены растут из-за снижения платежеспособного спроса, которое негативным образом сказывается на финансовом состоянии производителей продовольствия и прибыли торговых сетей. Поэтому производители стараются направить на экспорт как можно большую часть своей продукции, а сети поднимают цены, чтобы компенсировать потери, связанные со снижением спроса. Чтобы платежеспособный спрос повысился, необходимо остановить падение доходов населения.
Быстрого роста цен, на мой взгляд, нужно ожидать только на продукты, которые обладают коротким сроком годности, прежде всего, на некоторые молочные изделия, рыбу и свежее мясо.