Торгово-промышленная палата (ТПП) России предложила взимать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) пропорционально заработной плате. Наиболее высокооплачиваемых сотрудников коммерческих компаний хотят заставить платить до 45%, а самым низкооплачиваемым сборы с зарплат вообще отменить.
Соответствующая инициатива содержится в проекте стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года, разработанном Советом ТПП.
В письме, направленном на имя первого зампредседателя Центрального банка Сергея Швецова, глава Палаты Сергей Катырин указывает: «Для снижения налоговой нагрузки на бизнес и более справедливого распределения доходов необходимо осуществить переход от текущей регрессивной шкалы налогов и сборов с фонда оплаты труда к прогрессивной шкале».
Он считает возможным обнулить налоги и сборы с фонда оплаты труда для тех, чья месячная зарплата ниже 13,5 тысячи рублей. А 1% самых высокооплачиваемых повысить до 45%.
Действующую с 1 января меру по переходу на ставку 15% НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 5 млн. рублей, Катырин назвал недостаточной.
Напомним, повышение на 2% ставки на доходы свыше пяти миллионов в год было инициировано президентом Владимиром Путиным. Вырученные, таким образом, средства направят на лечение детей с тяжелыми и хроническими заболеваниями.
На самом деле, вопрос увеличения налоговых сборов с богатых находится в дискуссионном поле уже не первый год. В Госдуме, например, идею прогрессивной шкалы на доходы физических лиц давно считают оправданной. На этот счет серьезных разногласий у законодателей нет.
«Богатые должны платить больше, а бедные, особенно, с минимальной зарплатой, должны быть вообще освобождены от подоходного налога», — уверен зампредседателя ЦК КПРФ, депутат Юрий Афонин.
Такого же мнения придерживается лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Он считает, что такой подход важен не только с точки зрения социальной защищенности граждан. Еще это позволит вывести сотрудников из теневого бизнеса в легальное поле. По мнению политика, причина массового перехода на зарплаты в конвертах кроется как раз в налоговой нагрузке на работников, которые вынуждены отдавать бюджету и соцфондам почти половину доходов — 43%.
С инициативой обнуления ставки на доходы, равные МРОТ, выходили ранее и российские профсоюзы.
Но в большей степени нынешнее предложение ТПП перекликается с законопроектом, внесенным в Госдуму в марте с.г. депутатом от ЛДПР Сергеем Катасоновым. В нем предлагается расширить прогрессивную шкалу налогообложения и отменить НДФЛ для лиц с доходами не более 17 тысяч в месяц, а выпадающие из бюджета средства компенсировать за счет повышения ставок для людей состоятельных. То есть, те, у кого ежегодный доход выше 100 млн., должны будут отдать государству 3,8 млн. рублей плюс 35% с суммы, превышающей это значение.
Обсуждение законопроекта должно состояться в июне.
К слову, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, как раз 1% его участников назвали свое налоговое бремя недостаточным, противоположную точку зрения высказали 52%, а 36% полагают, что оно чрезмерно.
Но есть ли, действительно, шанс, что идея о прогрессивной шкале выльется во что-то реальное?
— Вопрос очень непростой, не напрасно он так долго обсуждается, и никаких конкретных шагов, кроме вот этой 15% ставки, мы не видим, — комментирует ситуацию эксперт по налогообложению и налоговому администрированию, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, к.э.н. Елена Ордынская. — Навскидку я бы даже не рискнула обсуждать этот вопрос, хотя мы эту проблему пытаемся изучать. Однако в ближайшее время подвижек здесь особых не будет — это мое мнение.
Проектов много, шкалы разные предлагаются, подсчеты приводятся. Интерес присутствует, и тема, действительно, востребована. Работать в этом направлении нужно. Но это следует делать очень аккуратно, взвешенно, не торопясь.
«СП»: — О дифференцированном принципе налогообложения говорят уже достаточно давно. Будет ли это оформлено законодательно? И когда?
— Не могу сказать. Но, повторюсь, это очень непросто. Непросто с точки зрения определения каких-то цифровых значений. И с точки зрения налогового администрирования это вопрос тоже весьма деликатный и сложный. Поэтому, скорей всего, быстро это не случится. Хотя какие-то изменения мы видим. Например, был принят закон о льготах по налогу на прибыль и страховым взносам для ИТ-компании в прошлом году.
Может быть, действительно, в этом направлении проще двигаться — т.е., предоставляя льготы.
Что касается налога на доходы физических лиц, то у нас же была прогрессивная шкала, когда это был не НДФЛ, а подоходный налог. И это была большая проблема.
Уровень информатизации, технической оснащенности, который был тогда и который мы имеем сейчас, он не сопоставим. Но вот дикие очереди и совершенно неудобоваримые декларации, которые приходилось заполнять, это, действительно, была проблема.
Сейчас она существует в значительно меньшей степени. Потому что ФНС — одна из самых продвинутых государственных структур в плане информатизации.
Но в данном вопросе, как мне кажется, для начала полезно было бы вообще определиться концептуально: надо или не надо, будет — не будет. И тогда уже все пойдет гораздо быстрее.
Научный сотрудник центра исследования модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге, экономист Андрей Заостровцев идею с прогрессивной шкалой не одобрил:
— Тут главное просчитать, насколько это даст прирост доходов. Но сборы по НДФЛ поступают в региональные и местные бюджеты, которые испытывают напряжение с доходами. Поэтому сразу могу сказать, что это усилит территориальное неравенство.
Большинство людей, которых предлагается облагать вот этими высокими ставками, проживает в Москве. Москва, соответственно, станет еще богаче. А регионы — беднее, раз налогообложение людей с низкими доходами предлагается вообще отменить.
То есть, придется балансировать усиленными бюджетными трансфертами либо через федеральный бюджет (если есть средства), либо как-то еще. Но, во всяком случае, такая проблема сразу становится очевидной.
И, естественно, в такой ситуации богатые люди будут искать налоговое убежище. Это очень просто. Достаточно в той же Турции купить жилье, и вы получаете вид на жительство. Если живете там дольше полугода, то вы — налоговый резидент Турции.
А турецкое гражданство можно получить просто, вложив в недвижимость там сумму, эквивалентную 250 тысячам долларов.
Для москвича, даже не очень состоятельного, это не деньги. Продал квартиру бабушкину — стал гражданином Турции. Я уже не говорю о тех людях, которых предлагается облагать по ставке 45%.
Пожалуйста, облагайте. Но сейчас мир открытый, и можно найти себе место, где будут более низкие налоговые ставки.
«СП»: — Помнится, именно по этой причине к нам из Франции переехал Жерар Депардье. Президент Олланд тогда ввел 75-процентный налог на роскошь, и актер не захотел делиться.
— Да, вот такой был эффект — от высоких налогов бегут.
Откуда все эти офшорные зоны? Там не только фирмы от налогов прячутся, но и отдельные частные лица. Ведь не просто так рекламируется гражданство в таких налоговых убежищах, как Багамы, Мальдивы, Каймановы острова. А у нас двойное гражданство разрешено.
«СП»: — То есть, вы не считаете, что прогрессивная шкала сейчас актуальна?
— Я бы сказал, не очень актуальна. Эффективность прогрессивной налоговой шкалы мне кажется сомнительной. Все обоснования этой эффективности, имеют немало опровержений, если говорить о теории.
У нас есть огромный Фонд национального благосостояния огромный. Пока его раздают.
В бюджете есть масса возможностей, если вы хотите усилить социальную поддержку, измените структуру расходов. Посмотрите, на что расходуются деньги.
«СП»: — А ничего, что во многих западных странах ставка НДФЛ достигает 35%?
— Они достигли своего богатства, когда у них не было таких налогов, а дальше уже шло по инерции.