Безумная идея ввести санкции против газопровода «Ямал — Европа», который проходит по территории Беларуси, взволновала министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса. Он опасается, что под раздачу попадет другая труба — «Минск — Вильнюса — Каунас — Калининград». По этому направлению «Газпром» снабжает не только самый западный регион России, но и прибалтийскую республику.
О необходимости «заморозить» газопровода «Ямал — Европа» первым заговорил представитель Консервативной партии Британии и председатель парламентского Комитета по иностранным делам Том Тугендхат. Именно по его инициативе было созвано заседание Палаты общин для обсуждения инцидента с Протасевичем.
Глава британского МИДа Доминик Рааб обещал проконсультироваться с союзниками по вопросу санкций против «Ямал — Европа». Затем Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель подтвердил, что такой вариант развития событий возможен. Наконец, того же мнения придерживается министр иностранных дел Германии Хайко Маас.
На первый взгляд это может показаться странным, ведь Берлин последовательно призывает не политизировать российско-европейские отношения в сфере энергетики. Но в том-то и дело, что ограничения против «Ямал — Европа» могут стать дополнительным аргументом в пользу завершения и активной эксплуатации «Северного потока-2». Хранилища газа в странах ЕС истощены, к новому отопительному сезону нужно готовиться уже сейчас, а в условиях блокады «Газпрома» на белорусском направлении сделать это будет непросто…
По иронии судьбы, в роли адвоката России и Беларуси здесь неожиданно выступила Литва. Она, конечно, горячо поддерживает жесткие меры воздействия на «кровавого диктатора», но призывает не горячиться с эмбарго на импорт газа, который идет транзитом через Беларусь.
Сама труба «Ямал — Европа» литовцев особо не волнует. По ней продукция «Газпрома» транспортируется в Польшу — пусть беспокоятся поляки, которые рискуют резко остаться без поставок трубопроводного «голубого топлива». Литва, между тем, получает газ по другой магистрали: «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград». И если обрубить эту трубу, то прибалтийской республике не поздоровится.
Одну проблему обозначил уже упомянутый Крейвис. До 2025 года между литовской Amber Grid и «Газпромом» действует контракт, который определяет условия транзита газа в Калининград. Газоснабжение российского анклава по-прежнему осуществляется через Беларусь и Литву. Есть, конечно, запасной вариант в виде СПГ-терминала «Маршал Василевский», который с помпой вводили в эксплуатацию.
Присутствовавший на церемонии Путин заверил, что энергосистема Калининградской области отныне может функционировать в автономном режиме. Тогда же российская сторона в тестовом режиме попросила литовцев приостановить транзит газа. Те насторожились: неужели Путин «обнулит» трубопровод «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград»? Но газоснабжение Калининграда по-прежнему осуществляется по старой, отработанной и более практичной схеме. А «Маршал Василевский» выполняет роль «подушки безопасности» — сейчас он вообще работает где-то у побережья Африки. На это и обратил внимание Крейвис.
«Если говорить о Литве, потому что „Ямал“ идет через Польшу и есть украинские газопроводы, то прежде всего у нас есть Калининград, куда транзитом идет газ, и здесь мы вряд ли можем что-то сделать, так как Калининград очень зависит от нас», — заявляет министр энергетики Литвы.
Ход его мыслей понятен: «Ямал — Европу» останавливать можно, а «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград» — нельзя. В таком случае Вильнюс, по сути, нарушит взятые на себя обязательства.
Но это лишь одна сторона медали. У Крейвиса и компании есть, как минимум, еще одна веская причина выступать против эмбарго на транзит российского газа через Беларусь: сама Литва в этом случае не сможет продолжать сотрудничество с «Газпромом».
Казалось бы, чего ей бояться? В 2014 году прибалтийская республика арендовала у норвежцев гигантский СПГ-терминал Independence. Арендовала специально для того, чтобы обрести вожделенную «энергетическую независимость» от России. Однако отказываться от импорта более дешевого трубопроводного газа литовцы все равно не стали. Так родилась новая концепция: дескать, никто и не собирался полностью переходить на СПГ. Терминал в Клайпеде нужен для того, чтобы создавать конкуренцию «Газпрому» и «сбивать» цены на газ.
Дайнюс Крейвис об этом ничего не говорит. Он вообще считает, что для Литвы не составит труда отказаться от «голубого топлива» из России. «Графики поставок газа уже составлены до конца года, так что со следующего года, наверное, это можно сделать, нет проблем, Литва составит, но также нужно решать и вопрос калининградского транзита», — утверждает министр. Нет проблем!
Возможно, прямо сейчас проблем действительно не будет. Эпидемия коронавируса и связанные с ней карантинные ограничения привели к тому, загрузка клайпедского СПГ-терминала резко увеличилась. В 2020 газовом году он обработал 74 газовоза — 3,5 миллиона кубометров сжиженного природного газа. На 1,3 миллиона больше, чем годом ранее. 70% потребностей Литвы в «голубом топливе» покрыли поставки СПГ. Но что будет, когда пандемия закончится?
Для справки: в 2017 году 54% потребленного в Литве газа приходилось на долю «Газпрома». Именно тогда концерн Achema начал демонстративно возмущаться тем, что именно ему приходится платить самый большой налог на содержание СПГ-терминала в Клайпеде. Дело дошло до суда. Дабы угомонить Achema, литовская государственная компания Klaipėdos nafta (KN) решила взять кредит на содержание Independence. «Бремя будет снижено на 40%, и эти деньги потребители газа сэкономят. Поскольку Achema — крупнейший потребитель газа, она сэкономит больше всех», — говорил директор терминала Арунас Молис.
Крейвис понимает, что эти «прекрасные» времена рано или поздно вернутся. СПГ-терминал снова будет загружен в лучшем случае на четверть, а примерно половину своих потребностей в газе Литва будет закрывать за счет поставок дешевого трубопроводного топлива из России. Если, конечно, газопровод «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград» будет работать в прежнем режиме.
Кстати, использовать Калининградскую область в качестве прикрытия — это очень умный ход. Очевидно, что мириться с газовой блокадой региона «Газпром» не будет. Для Евросоюза это чревато серьезным усилением напряженности в отношениях с РФ.
Вообще, идея ввести санкции против российского газопровода, по которому течет российский газ, чтобы наказать Беларусь, попахивает абсурдом. Выдвигая её, Том Тугендхат предположил, что инцидент с самолетом Rayanair не мог произойти без «как минимум молчаливого согласия Москвы».
То есть эта мера изначально рассматривалась в контексте усиления санкций против России. Но Евросоюз не стал обвинять Путина в том, что тот санкционировал совершенный Батькой «акт государственного терроризма». К чему тогда вводить санкции против газопровода «Ямал — Европа»?