Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о готовности Киева вести переговоры с Вашингтоном о компенсации в случае запуска «Северного потока-2».
Министр рассказал в интервью немецкой газете Die Welt, что решимость США компенсировать потери Украине существенно выросла. Поэтому Киев готов рассмотреть соответствующее предложение.
Отметим, ранее США устами главы Госдепа Энтони Блинкен потребовали от Германии обеспечить «целостность Украины» в связи с предстоящим началом эксплуатации «Северного потока-2».
Ещё один способ «компенсировать» потери предложил директор Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По его словам, Киев сможет заработать на «Северном потоке-2», если после запуска газопровода ему передадут часть акций компании-оператора.
Удастся ли Западу «нагнуть» «Газпром», и по какой схеме?
— Фантазии Бортника сложно комментировать, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
— Скорее всего, он просто хочет привлечь к себе внимание путем неадекватных инициатив. Но и тут Украина нелогична. Они вроде как просят остановить «СП-2». А теперь говорят, ну ладно, давайте нам долю в газопроводе.
«СП»: — Проект ещё можно остановить? Блинкен говорил о санкциях против Nord Stream 2 AG. Пойдут они на это?
— Санкции против компании-оператора маловероятны. В Америке открыто говорят, что такие санкции ударят по отношениям США и Германии, поэтому не хотят идти на такие меры. А в перспективе санкции потеряют смысл, так как компания-оператор сейчас должна будет получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Если бы она была под санкциями, то стала бы токсичной — немецкий регулятор при взаимодействии с ней попал бы под вторичные санкции. А после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, контактов с немецкими органами власти было бы меньше.
«СП»: — На Украине это понимают? Как тогда объяснить словесную эквилибристику её чиновников?
— Украина хочет сделать хорошую мину при плохой игре. В Киеве даже из негативной ситуации пытаются отжать для себя плюсы. «Северный поток-2» построен, и все это признают. И тут Украина начинает кричать, что ее все предали, ее обманули, что Европа и США обещали заблокировать газопровод и не стали этого делать. Хотя США сделали все что могли для остановки — ввели санкции, запрещающие строительство. Просто Россия сознательно пошла на нарушение санкций, и тут США уже ничего не могли сделать.
Важно отметить, что Украина до конца 2024 г. гарантированно будет получать примерно по 1,2 млрд. долларов в год. Так как нынешний транзитный договор между «Газпромом» и оператором ГТС Украины предполагает жесткое условие «качай или плати». Даже если «Газпром» вообще ни кубометра не будет прокачивать, Украина будет получать свои деньги. Поэтому говорить о финансовых потерях до конца 2024 г. вообще некорректно.
Более того, сложно себе представить, что на Украине какие-то политики или менеджеры компаний думают о перспективах 2025 года и далее. У них психология временщиков — им нужно отжать от своих должностей как можно больше сейчас.
Поэтому вся шумиха, которая поднимается — касается ближайшего времени. Они хотят получать некую компенсацию уже сейчас. Например, льготные кредиты, выгодные торговые соглашения. Тем более, все понимают, что никаких правовых оснований для выплаты компенсации нет. «Газпром» и Россия не будут ничего выплачивать. Контракт закончится и при наличии работающего «СП-2» — никто Газпром нынешний контракт продлить не заставит.
Возможно сохранение транзита, но в гораздо меньших масштабах — и при условии низкого тарифа на прокачку. Например, Украина может сохранить транзит в Молдову (с учетом Приднестровья), даже в Румынию. Плюс, она может попытаться сохранить систему виртуального реверса. Для этого нужно будет предложить «Газпрому» сверхнизкий тариф на прокачку, чтобы импортировать виртуальным реверсом около 10 млрд. куб. м. газа в год.
Конечно ни США, ни Германия компенсации никакие платить не будут. Россию заставить что-то платить тоже не реально. Вопрос транзита — экономический, а не политический. Мы же не требует компенсацию от Польши или Литвы за то, что они построили СПГ-терминалы и сократили закупки нашего трубопроводного газа…
— Украина неожиданно обнаружила, что «СП-2» — суровая реальность, — отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетик Александр Фролов.
— До этого, насколько я могу судить, в политических кругах этой страны искренне верили в могущество санкций США. Даже посмеивались, мол, сейчас «Газпром» вложит все деньги, а проект на последних метрах остановят.
Замечу, ряд российских экспертов убеждали украинские власти в правильности этой позиции. А голоса грамотных специалистов игнорировались, хотя они сразу призывали к выстраиванию Украиной стратегии, исходя из факта, что «СП-2» будет построен.
«СП»: — Кулеба говорит о готовности Киева вести переговоры с США о компенсации. Это реальная перспектива?
— Боюсь, эти фантазии должен комментировать сам Кулеба. США никому и ничего не компенсируют. Они приходят в другие страны, чтобы сделать лучше свою жизнь, а не жизнь этих стран.
«СП»: — Ранее США предложили Германии возместить Украине утрату транзита газа…
— Это головная боль Украины. У нас же все страшно любят рыночную экономику. Есть даже международные организации, которые сотрудничают с той же Украиной и поучают, что ей нужно больше рынка. Так вот, это тот самый рынок. Вы предоставляете услуги, но из-за собственной нерасторопности и скандальности проигрываете в конкурентной борьбе. Если вы долго заправлялись на АЗС одной сети, а потом перешли на заправки другой сети, то не вы, не новая сеть не платят старой никаких компенсаций.
«СП»: — Блинкен заверил, что США будут готовы предоставить Украине газ, если Россия в поставках откажет. Это реально?
— Конечно, реально. Всего-то и нужно, чтобы был контракт с какой-нибудь компанией, которая продаёт произведённый в США газ. Потом этот газ доставят на какой-нибудь терминал в Европе. Потом с этого терминала газ отправится (хотя бы по бумагам) в сторону Украины.
Можно начинать прямо сейчас. Особенно, если мы вспомним о простом факте, который некоторое время назад любили повторять украинские политики известной политической ориентации: Киев не покупает у Москвы газ с октября 2015 года. Так что, непонятно, о чём конкретно говорит Блинкен: США уже сейчас могут поставлять на Украину газ, так как та самостоятельно отказалась от газа «агрессора».
«СП»: — Один украинский эксперт считает, что Украина сможет заработать на «СП-2», если после запуска газопровода ей передадут часть акций компании-оператора. У Киева есть шансы получить акции?
— Я видел этот эфир. Во-первых, человек, сделавший такое экстравагантное предложение, не специалист, а политолог. Не самых худший, из имеющихся на Украине. Но слишком, на мой взгляд, напирающий на концепцию «общественного договора». Во-вторых, Бортник сделал оговорку, означающую, что это предложение — просто фантазия на тему, то есть некая позиция, с которой нужно выходить на переговоры. Но, конечно, сам факт, такого предложения уже говорит об адекватности оценок политолога о возможном и невозможном.
Не представляю, как США и Германия вместе могут надавить на Россию, чтобы кому-то что-то там отдали. «Северный поток — 2» — это коммерческий проект, на который тратят деньги крупные компании. Украинская сторона не вложила в проект ни копейки. С ней никто не обязан делиться.
Напротив, Украина, если хочет сохранить свои позиции, обязана вложить 10−15 млрд долларов в свою газотранспортную систему, чтобы сделать её конкурентоспособной. Но, думаю, очевидно: никто деньги вкладывать никуда не будет.