Оплатили коммунальные услуги и спите спокойно? Думаете: деньги внесены, чек на руках, какие могут быть проблемы? Ваш корреспондент тоже так думала, пока, что называется, не попала. Ее опыт — другим наука
В феврале, получив очередную платежку, я отправилась на почту, где всегда оплачивала ЖКХ. И очереди там небольшие, а то и вообще обходится без них. И комиссию берут, считай, символическую — 35 рублей независимо от суммы платежа. Не сравнить со Сбербанком с его 3%. Откровенно грабительскими при нынешних-то тарифах на электричество, воду, капремонт и отопление. В Петербурге за среднегабаритную, 45−65 кв. м двухкомнатную квартиру зимой выходит в месяц от 6,5 до 10 тысяч рублей. По московским меркам, может, и приемлемо. А на берегах Невы, где реальная, а не усредненная для отчетов зарплата не превышает 35 тысяч рублей, накладно. Тем более ценники в магазинах у нас московские (чтобы не сказать кремлевские).
Примерно половина этой суммы — горячие батареи. Ещё треть — капитальный ремонт, которого большинство нынешних жителей вряд ли дождется. Чего власть и сама не скрывает. Разве что внукам повезет. Уж больно хитрая там система, не разобраться, кому и когда он положен, сколько на самом деле потребуется затрат для его проведения.
Резко, практически в два раза, «скакнул» питерский ремонтный тариф в январе прошлого года. С моей скромной двухкомнатной в доме постройки начала 2000-х брали до этого 314, 26 руб. Стало 579,46. Ещё ровно через год, с января нынешнего, цифра возросла до 778,36 руб. И все это на фоне оптимистичных (по тому, как они подаются) заявлений губернатора Александра Беглова о «самой маленькой» в большой нашей стране индексации коммунальных тарифов. Помнится, и на выборы осенью 2019-го Александр Дмитриевич, шел с этим тезисом. Умеет красиво говорить, не отнимешь!
К Фонду капительного ремонта (ФКР МКД СПб), созданного под очередной якобы честный способ отъема денег у россиян, вообще масса вопросов. На один из главных до сих пор нет ответа: с какого потолка берутся их цифры в наших квитанциях? Ту система расчета, которой пользуются в ФКР, не понять не только хроническим гуманитариям, но и профессиональным математикам. Очень мудреная!
Она и «бабахнула» скандалом, подобного которому давно не знали петербуржцы. Вкратце: Смольный решил объединить в одной квитанции счет за электроэнергию и капремонт, а в некоторых районах города ещё отопление. Чтобы, как объяснили, чуток скосить нам комиссию. А получилось? Правильно, как всегда.
В мае горожане начали получать новые квитанции. Цифры в них шокировали удвоенными начислениями. Как выяснилось, что-то там не состыковали между собой «электрики» с «ремонтниками». Разбираться пришлось новому руководителю ФКР. Точнее, очередному. С 2014 года, когда появилась сия чиновничья надстройка, он то ли третий, то ли уже пятый по счету — даже его сотрудники точно не помнят. На сегодня, как они сказали корреспонденту «СП», «разбирательство практически завершено, накладку с платежными документами граждан устраняем».
Но все это к слову. Вернемся к самому процессу оплаты…
С моим утекшим в неведомую даль февральским платежом быстро не вышло. Написав в марте заявление о пропаже моих «коммунальных» денег в том почтовом отделении, где данная операция проводилась, я две с лишним недели тщетно ждала реакции на него районного руководства. Их контакты для рядовых граждан недоступны. Как мне удалось найти их, потратив на это не один час и не один день, отдельная песня.
Но нашла.
Искали и они. «Найдем ваше заявление. Примем меры», — обнадежила меня Наталья Владимировна (фамилию узнать не удалось, большой секрет!) из отдела претензий Кировского районного отделения Почты РФ СПб.
Спустя ещё три недели мне пришла фирменная «почтамтская» бумага с высокопрофессиональной отпиской. Что интересно, из… Архангельска. Но, правда, за подписью некоего А. В. Марова, как значится на бланке, руководителя отдела УФПС Санкт-Петербурга и Ленобласти. На бумаге он выражает сожаление «качеством оказания услуг», благодарит меня за «предоставление обратной связи по работе отделения почтовой связи, которая помогает улучшать производственные процессы и качество сервиса Предприятия» (именно так — с большой буквы). И ни полслова о моем платеже, то естьт улетевших неизвестно куда 6789 руб. 90 копейках.
Потом было ещё три его письма. Все так же — ни о чем.
Знакомый юрист посоветовал мне обратиться в Прокуратуру. Там, мол, с волокитчиками быстро разберутся. Подала туда заявление онлайн. Ответ из надзорного ведомства и очередной от неутомимого А. В. Марова пришли с разницей в два дня. В первом сообщалось, что мой документ вместе с копией чека об оплате квитанции ЖКХ переслан почтовикам. Второй повторил предыдущее свое послание (они у него, похоже, все под копирку), кратко добавив лишь про Платежный центр и Сбербанк. Там, мол, ищите свои рублики.
Расчетная небанковская кредитная организация Платежный центр (РНКО) — посредник во всех платежах как физических, так и юридических лиц. Звонок туда бесплатный и круглосуточный. Одно «но» — ответить могут, откуда и не ждешь. Оператор из Красноярского края, например. Или Приморского, Краснодарского. Из Ижевска и Сочи, Казани, Тмутаракани… Ты ему о проблеме. Он тебе — ждите ответа. Пока ждешь, звонит в Петербург. Пять минут может выяснять, уточнять. Полчаса. Час.
Мне повезло — уложился в полчаса. Радостно сообщив, что мой платеж нашелся. Только вот сумма там другая. На 200 рублей с копейками меньше. Так может, и не моя вовсе? «Может и так, — ответил. — Я ведь всего лишь ретранслирую то, что мне сказал сейчас питерский коллега».
Кто придумал эту межрегиональную «горячую» линию? Она и у телефонистов действует. В чем тут фишка — чтобы люди могли быстрее дозваниваться? В городах-миллионниках с дозвоном действительно часто проблемы. Даже ночью, случается, занято, занято, занято. Но быстрее не получается. Удаленные от твоего города операторы далеко не всегда ориентируется на местности. В моем случае немало времени ушло на то, чтобы объяснить ответившему разницу между Кировским районом Северной столицы и городом Кировском в Ленинградской области.
Придумщики такой телефонной связи, говорят, были в свое время поощрены своим руководством. Как же, передовой подход к делу реформирования в России всего и вся!..
Отписки от почтовиков и равнодушие прокурорских работников (я переслала им письма от А. В. Марова, но ответа не получила), сомнительная помощь «Центра платежей» — таков результат моих трехмесячных попыток вернуть свои деньги.
В начале июня по совету людей знающих (таких «счастливчиков», как я, в городе не одна сотня, если не тысяча человек) обратилась ещё и в Сбербанк — там расчетный счет нашего ТСЖ. Не исключено, те 200 с лишним рублей, которых не хватает на предположительно найденном моем платеже, сняло данное финансовое учреждение. За услуги, которыми я у них не пользовалась. Не хватает ровно трех процентов от общей суммы.
Оперативно получила по электронке подтверждение: «Уважаемая Людмила Николаева, Ваше обращение № 21067…
В указанную дату действительно пришел ответ. С сообщением, что «для рассмотрения обращения № 21067…
Открыв почту 26 июня, первое, что я увидела, это логотип Сбербанка. «Для рассмотрения вашего обращения № 210607…
Что напишут банкиры в очередном, на этот раз июльском своем послании, и гадать не надо… Конторы пишут. Только денег не выдают. Моих. Честно заработанных!
P.S. И Управление почтовой связью РФ, и Сбербанк (точнее, Сбер — что за словесный огрызок? Как и зачем попал он в русскую речь?) озабочены в последние годы преимущественно непрофильными доходами. Почтовики — продажей пива и разных прочих товаров. Банкиры во главе с Г. Грефом — автомобильным производством, торговлей аптечными препаратами. До качественных ли здесь услуг прямого назначения этих важнейших и пока ещё государственных организаций?