Крупнейшая в России грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» перестала использовать для полетов воздушное пространство Белоруссии, сообщает РБК.
Издание сначала обратило внимание на изменение маршрутов на сервисе Flightradar, а затем подтвердило это у представителя компании. «Мы действительно решили временно не использовать для полетов своих самолетов воздушное пространство Белоруссии», — ответил источник, отказавшись от дальнейших комментариев.
Ранее США, ЕС и Великобритания и США ввели санкции против «Белаэронавигации». Пролет через Белоруссию и оплата навигационных сборов подразумевает сотрудничество с «Белаэронавигацией», нарушение режима санкций и уголовное наказание, разъяснил британский авиарегулятор в письме авиакомпаниям 21 июня.
«Самолеты группы „Волга-Днепр“ (кроме одноименного перевозчика в нее входят авиакомпании AirBridgeCargo и „Атран“) перестали использовать воздушное пространство Белоруссии практически на следующий день после получения письма от управления гражданской авиации Великобритании», — пишет РБК.
Сообщается, что головная структура группы Volga-Dnepr Logistics B.V. зарегистрирована в Нидерландах. У компании уникальный флот тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», благодаря которым она специализируется на крупных международных перевозках, в том числе негабаритных и уникальных грузов.
В 2020 году выручка компании выросла на 40%, до $2,34 млрд, благодаря росту ставок фрахта и увеличению объема грузоперевозок в период пандемии. На прошлой неделе стало известно, что группа готовит размещение облигаций на 7 млрд рублей. Как отмечает РБК, значительный объем перевозок «Волга-Днепр» выполняет за пределами России.
Российские пассажирские компании знают о запрете британского регулятора сотрудничать с «Белаэронавигацией», но продолжают выполнять рейсы в Минск и использовать воздушное пространство Белоруссии для транзитных полетов, например, в Калининград, сообщает издание.
И как это понимать? Россия начала соблюдать антибелорусские санкции? А как же Союзное государство? А что, если Минск начнет соблюдать санкции, введенные в отношении Москвы? Впрочем, «Белавиа» до сих пор не летает в Крым, несмотря на обещания президента Александра Лукашенко. Но ведь туда не летает и российский лоукостер «Победа»…
— Если в компании «Волга-Днепр» нет государственного участия, и она не получает государственных преференций, она вправе делать, что угодно, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Тем более, если компания прогнозирует убытки в случае принятия к ней санкционных мер со стороны стран, от полетов в которые она не может отказаться. Вот когда Сбербанк (банк с государственным участием и госпреференциями) отказывается работать в Крыму — возникают вопросы, а в случае с частными компаниями таких вопросов возникать не должно.
«СП»: — Это первая компания, которая начала облетать Белоруссию. Но последняя ли? Многие ли так же бросятся выполнять западные санкции?
— Не вижу особой проблемы — даже если все частные российские компании откажутся летать в Белоруссию и через Белоруссию. В России в любой момент можно создать негласную дочку любой авиакомпании, которая будет специализироваться только на полетах в РБ, а также возить граждан Белоруссии в Европу через Калининград.
«СП»: — Насколько это ударит по Белоруссии и нашей интеграции?
— Ударит, но не сильно. Поезда ведь в Европу из Минска не отменены. Да и автоперевозки сохраняются. И опять же, повторю: при помощи России можно переформатировать статистику полетов в РБ и из РБ через пересадку в Калининграде. Я думаю, что Калининград не откажется подзаработать.
«СП»: — Что власти наших стран могут сделать для исправления ситуации?
— Что значит — исправлять? Нам давно объявили войну и геноцид. А мы должны думать, как исправить атаки на Россию и Беларусь? Надо воевать — жестко отвечать по всем направлениям атаки. Почему мы по-прежнему платим взносы в ПАСЕ и в Совет Европы? Почему мы признаем деятельность давно бессмысленной ОБСЕ? Почему играем в партнерство с НАТО? Надо приравнять враждебные действия стран ЕС по отношению к РФ, РБ и ЕАЭС к военным действиям и начать отвечать. Для начала — сворачивать импорт из тех стран, которые голосуют в ЕС за санкции против РФ и РБ.
«СП»: — Кстати, дочка «Аэрофлота» «Победа» не летает в Крым. То есть даже российские компании, даже дочка крупнейшего перевозчика соблюдает санкции. Почему?
— Да потому, что у «Победы» самолеты в лизинг. Такова цена разрушения российской авиапромышленности: фактически работаем в небе на условиях Запада, а называем это унижение «Победой». В этом смысле позорную лизинговую компанию следует называть не «Победа», а «Поражение». И соответственно, важно создавать отечественные лоукостеры на базе собственных самолетов, чтобы потом не позориться.
«СП»: — А много ли у нас собственных самолетов? Хватит на создание такой компании? И да, к ним Запад никак не подкопается? Все те, компании, кто летает в Крым, а среди них и Аэрофлот, и Уральские авиалинии, и S7— они исключительно на наших самолетах летают? Почему их никак не тронули?
— Ну мы же разрушили собственную авиационную промышленность — отсюда и пожинаем плоды санкционного давления. Ну а новый проекты в виде «Сухого-суперджет» существуют только за счет кооперации с западными компаниями. Понятно, что в этом смысле ситуация в российско-белорусском небе почти безвыходная и, например, наш «Аэрофлот» особо не трогают именно потому, что он один из самых больших мировых закупщиков «Боингов», но с чего-то ведь надо начинать. Для начала — создание парочки лоукостеров с малыми самолетами отечественного производства. Затем нужно диверсифицировать авиапарк посредством кооперации с Китаем. Затем выводить «Сухой» на собственные комплектующие
— Думаю, дело в том, что у компании «Волга-Днепр» головной офис в Нидерландах, — считает политолог Всеволод Шимов. — Вообще, чем больше бизнес завязан на связи с Западом, тем более он чувствителен к подобным вещам. Значит, данная компания критически зависит от взаимодействия с западными контрагентами, и ее руководство считает, что облёт Белоруссии для нее обернется меньшими затратами, чем несоблюдение западных санкций.
«СП»: — В то же время российская «Победа» не летает в Крым. Россия хотя бы свои компании может заставить обходить западные санкции? Может, мы пока не в праве от белорусов что-то требовать?
— Думаю, в данном случае каждая компания сама решает, как ей лучше поступать. Вся эта ситуация лишь демонстрирует то, что Россия и ее бизнес по-прежнему очень сильно завязаны на глобальные экономические связи, а правила в глобальной экономике так или иначе диктует Запад.
Насколько я понимаю, отношения между государством и бизнесом в РФ таковы, что правительство не будет диктовать частным компаниям, как им поступать в той или иной ситуации. В Белоруссии, напротив, государственный контроль над бизнесом гораздо выше, а авиакомпания «Белавиа» и вовсе является государственной, так что решение, к примеру, не летать в Крым, в значительной степени является политическим. Хотя понятны и экономические резоны — угроза санкций и риск разорения, а белорусское руководство не хочет остаться без государственного авиапервозчика-монополиста. По всей видимости, белорусская сторона рассматривала возможность полетов в Крым в случае тех или иных компенсаций со стороны России, однако так их и не получила. Поэтому полеты белорусских самолётов в Крым — вопрос торга между Минском и Москвой.
«СП»: — Лукашенко все же недавно говорил, что даст «Белавиа» поручение проработать полеты в Крым. И что? В какой стадии эта проработка? Или это только слова были?
— Возможно, только слова. А возможно, идёт закулисный торг, и белорусская сторона пытается выбить максимум бонусов и преференций за этот «союзный» шаг. Судя по тому, что никаких новостей на эту тему больше не слышно, Москва не готова оплачивать полеты «Белавиа» в Крым.
«СП»: — Если у нас с Белоруссией союзное государство, то и механизмы противостояния подобным вызовам должны быть общие. Ведётся ли работа в этом направлении?
— Да, это вопрос институциональной слабости Союзного государства и отсутствия общей экономической политики. Кроме того, есть проблема зависимости как России, так и Белоруссии от глобальной экономики, где правила устанавливаем не мы. Поэтому инициатива регулярно оказывается в руках Запада, который смело размахивает санкционной дубиной, а нам только остаётся реагировать и обороняться, причем делая это невпопад и вразнобой.