«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше о узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.
Прогноз Центра BESA No. 2 082, 28 июня 2021 года
В указе президента Турции от 1 мая, немедленно вступившим в силу, криптовалютные биржи были добавлены в список учреждений, которые должны действовать в соответствии с правилами борьбы с отмыванием денег и терроризмом. Указ нацелен на «поставщиков услуг по криптоактивам», которые уже подпадают под действие существующих правил и которые теперь будут нести дополнительное бремя по предотвращению незаконного использования цифровых активов на своих платформах.
В тот день, когда был издан этот президентский указ, на другом «криптографическом указе» едва высохли чернила. 30 апреля центральный банк Турции запретил использование криптовалют в качестве способа оплаты на том основании, что они слишком рискованны. Запрет был введен в надежде стабилизировать денежную единицу страны — лиру. Центральный банк возложил на криптовалюты вину за анонимность, что, по словам ЦБ, может привести к потерям, которые невозможно возместить.
Шеф-повар Кадир Онер, управляющий кебаб-рестораном в Стамбуле, сообщил агентству Рейтер, что он принимал платежи в криптовалюте как способ оживить бизнес, но теперь запрет делает это невозможным. По словам Онера, его клиенты использовали криптовалюты для оплаты своих счетов в 5−10% случаев.
По данным Chainalysis, подавление криптовалют в Турции является настоящим ударом по стране, которая может похвастаться самым высоким на Ближнем Востоке объемом транзакций в криптовалютах. Уровень инфляции в Турции постоянно колеблется в двузначных цифрах, ослабляя покупательную способность потребителей; и лира, которая потеряла примерно 10% своей стоимости по сравнению с долларом США, по состоянию на сегодняшний день по-прежнему ведет борьбу. В 2020 году стоимость лиры снизилась более чем на 25% по сравнению с долларом США.
Турки ищут возможности сохранить и приумножить свои деньги в условиях инфляции. Они стали активно использовать биткойн (BTC), цена которого с начала года до апреля выросла на 95%. За тот же период конкурирующий актив с высокой стоимостью — золото, — тем временем, снизился на 7%.
Google Trends показывает, что поиски биткойна в Туреции взлетели до нового максимума с 18 по 24 апреля, и поиск термина «крипто» также имеет тенденцию к росту.
В криптовалютах турки не новички. В 2020 году около 5 миллионов граждан Турции либо использовали, либо владели этими цифровыми активами. За 12-месячный период, предшествовавший апрелю 2021 года, в стране произошел скачок биткойн-транзакций на 600%.
YouTube-канал под названием Cryptocito взял интервью у случайных людей на улицах Стамбула о биткойне. По словам интервьюера @CryptoCakir, местные жители знают, доверяют и инвестируют в биткойн. Хотя он добавил, что криптовалюта еще не распространена в туристических горячих точках, в его видео был показан турецкий спа-центр в туристическом районе Антальи на юге Турции, который принимает биткойн в качестве формы оплаты (явно не от российских туристов, которые пока не столь продвинуты — Ред.).
После запрета центрального банка на криптоплатежи свои двери с разницей в несколько дней закрыли две криптовалютные биржи, располагавшие штаб-квартирами в Турции. Хуже того, согласно сообщениям, исполнительный директор одной из фирм бежал из страны с 2 миллиардами долларов денег инвесторов.
19 апреля торговая платформа криптовалюты Thodex исчезла, перейдя в режим офлайн, как раз когда основатель и генеральный директор Фарук Фатих Озер покинул страну и уехал в Албанию. В настоящее время ведется розыск Озера с участием как турецких, так и албанских властей. По сообщениям, у Thodex было 400 000 клиентов, которых привлекла на биржу реклама с участием турецких моделей женского пола.
Один пользователь Twitter и клиент Thodex по имени Мухаммад задокументировал в Twitter, как его запрос на вывод средств для Dogecoin, четвертой по величине криптовалюты, основанной на рыночной капитализации, застрял в «ожидании» без ответа со стороны биржи.
Через несколько дней после фиаско с Thodex закрылась турецкая криптовалютная биржа Vebitcoin. У этой биржи, по крайней мере, хватило порядочности урегулировать ситуацию со своими клиентами, отметив в заявлении, что она решила прекратить свою деятельность в ответ на «последние события в индустрии крипто [платежей]». После этого турецкие власти арестовали основателя Vebitcoin.
По данным агентства Bloomberg, которое ссылается на высокопоставленного чиновника, осведомленного о ситуации, правительство Турции создает новый центральный банк-хранитель, который призван устранить риски контрагентов в свете недавних событий, связанных с Thodex и Vebitcoin.
Гибель двух турецких криптовалютных бирж еще больше травмируют страну, где условия жизни становятся все более сложными. Инфляция в апреле достигла двухлетнего максимума, поднявшись до 17,14% с 16% в марте — и как бы это ни было плохо, экономисты говорят, что дела обстоят еще хуже, чем предполагают данные.
Инфляция растет на фоне ослабевающей лиры и дорогостоящего импорта сырьевых товаров, который оплачивается в долларах США. Именно заоблачный уровень инфляции подтолкнул некоторых турецких инвесторов к криптовалютам.
Если турецкие политики правы, то можно было бы ожидать и облегчения. Центральный банк говорит, что апрель был худшим, а инфляция упадет до чуть более 12% к середине года. Но турецкая экономика далека от того, чтобы выкарабкаться, при тревожно высоком уровне безработицы и отсутствии прозрачности в отношении реальных данных.
По данным Al-Monitor, существует расхождение между официальной статистикой труда, сообщаемой правительством, и реальностью. Государственный Турецкий статистический институт недавно расширил объем своих данных, что помогает преодолеть разрыв между этими двумя механизмами. Согласно новым данным, уровень безработицы в стране в январе 2021 года составил 13,4%. Если учитывать и тех, кто остались без работы, но больше работу не ищут, или тех, кто работает неполный рабочий день, то этот показатель увеличивается до 30,2%. Согласно этим подсчетам, в стране насчитывается 10,7 миллиона безработных турок.
Автор: Джерелин Терзо — Gerelyn Terzo — штатный сотрудник Sharemoney, сервиса онлайн-переводов денежных средств.
Перевод Сергея Духанова.
Источник здесь.