Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
7 июля 2021 17:33

Лукашенко пригрозил Европе остановкой транзита грузов в Россию и Китай

Белоруссия не ровня Суэцкому каналу по объему перевозок, а альтернативные пути всегда есть

2643
Лукашенко пригрозил Европе остановкой транзита грузов в Россию и Китай
Фото: Наталия Федосенко/ТАСС
Материал комментируют:

Президент Александр Лукашенко в ответ на европейские санкции готов ограничить транзит товаров из Западной Европы в Россию и Китай через Белоруссию. Об этом он заявил на совещании о противодействии санкционными мерам.

Глава РБ назвал использование ограничительных мер в качестве инструмента давления на суверенное государство беззаконием и шантажом в международном масштабе.

«Все понятно: они начали новый поход на Восток. Не надо много доказательств для этого. Санкции введены не только против нас, но и еще более масштабные, более чувствительные санкции — против Российской Федерации», — заметил Александр Григорьевич.

Читайте также

Он отметил, что Белоруссия покупала в Европе некоторые комплектующие для своей промышленности, однако аналогичные производятся и в странах бывшего Советского Союза и в Китае, а значит, нужно «переориентироваться».

«Мы знаем, кто в США, Германии и других, особенно европейских, странах выступил против поставок комплектующих и основных узлов для наших предприятий. У нас есть опыт. Помните, „Шкода“, „Нивеа“ и так далее? Мы им сказали: ребята, спасибо, до свидания. Первое: на белорусский рынок — ни шагу, второе: через Беларусь — тоже ни шагу. Точно так надо поступить и с немцами. Пусть через Финляндию в Китай и Россию поставляют свою продукцию. Или через Украину (там хорошие дороги) пускай едут и поставляют туда», — посоветовал белорусский президент.

Александр Лукашенко пообещал принимать такие ответные меры, которые заставят ЕС думать, «прежде чем браться за экономическое оружие». Президент Белоруссии также считает, что излишки национальной продукции можно продавать в страны Азии, прежде всего в Китай, страны Африки, Латинской Америки.

Эксперт РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Вячеслав Холодков отметил, что российский экспорт в Европу в основном сырьевой и идет по трубам. Это нефть, газ.

— Данное направление двусторонних торговых связей между Россией и Европой решение Лукашенко не затрагивает. Оно затрагивает в основном импорт России из стран Европы, а это в основном готовая продукция.

Логистику можно изменить, например, тянуть импорт из Европы в Россию не по железным и автомобильным дорогам через Белоруссию, а морским путем. Например, через наши порты на Балтике (Усть-Луга и др.) или через порты Прибалтийских стран. Однако это увеличивает операционные расходы компаний, прежде всего, транспортные и в целом логистические. Значит, это неизбежно отразится на конечной цене продукции.

Не исключаю, что это решение может привести к повышению цен на ряд европейских товаров, которые мы импортируем из Европы.

«СП»: — А транзит в Китай, с которым Белоруссия пытается выстроить экономические отношения?

— Белоруссия участвует в реализации инициативы «Пояс и путь. Прежде всего в качестве транзитёра: через Белоруссию проходит северный маршрут «Пояса и пути» — из северо-западных провинций Китая грузы идут через Казахстан, Россию, Белоруссию в Европу. Количество грузов постоянно возрастет. В основном это контейнерные грузы. Белоруссия проявила себя как надежный транзитёр, участник этой китайской инициативы. Если Белоруссия будет ограничивать транзит европейских товаров на территорию Китая, встанет вопрос — каким образом эти товары будут попадать на территорию Китая.

Есть обходные варианты. Например, Транскаспийский международный транспортный маршрут, но он в основном идет через Южную Европу, Турцию, через республики Закавказья, далее через порты Каспийского моря, Казахстан и в Китай. Этот путь гораздо длительнее, дороже, потому что несколько перевалок грузов с железнодорожных платформ на суда, прохождение нескольких границ.

Не знаю, как отреагирует Китайская Народная Республика на решение президента Белоруссии, но думаю, что это решение белорусскому руководству предстоит обсудить и с Россией, и с Китаем, поскольку это затрагивает интересы экономических агентов и российских, и китайских. Как в окончательном варианте будет сформулировано решение — большой вопрос. Пока из скудной информации, которую мы имеем через заявление белорусского руководства, мы можем делать только такие выводы.

Читайте также

«СП»: — Но нет ли в этом заявлении элементов шантажа?

— Не думаю, что здесь есть элементы шантажа. Белоруссия и ее руководство находятся в очень сложном положении. С учетом усиливающихся санкций Запада белорусское руководство вынуждено искать ответные меры. В ходе этих реагирований на очередные недружественные шаги Евросоюза возможны какие-то ошибки, скоропалительные решения. В такой сложной политической и экономической ситуации цейтнота любой руководитель не застрахован от ошибок.

Не вижу элементов шантажа, тем более в отношении России, с которой у Белоруссии прекрасные отношения. и тем более Китая, с которым у Белоруссии динамично развиваются устойчивые и двусторонние торговые связи, и политические отношения. Те договоренности, которые были достигнуты и в Сочи, и во время других встреч, вселяют уверенность, что меры, которые предпринимают и Россия, и Белоруссия обязательно будут согласованы.

Научный сотрудник Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Евгений Гущин полагает, что идет торг:

— В тяжелой экономической ситуации санкций Евросоюза Лукашенко выторговывает себе лучшие условия поддержки со стороны России. Он часто прибегает к таким методам, в том числе угрожая мерами, которые частично бьют по российской экономике. Тем самым он говорит, что Белоруссии надо помочь.

На мой взгляд, это заявление — не реальная угроза принять меры, а, скорее, элемент торга в переговорах с Россией.

Читайте также

«СП»: — Но ведь речь идет и о Китае.

— Такое громкое заявление, чтобы Китай услышал, отреагировал. Видимо, до этого не особо предлагали помощь. Скорее всего, Китай поможет, например, кредитом, потому что для Китая важен проект «Шелковый путь» («Один пояс — один путь»), который проходит и через Белоруссию.

Китай не захочет, чтобы транзит прерывался. Для китайской экономики последствия будут минимальны. Это, скорее, имиджевая история, чтобы инициатива «Пояс и путь» продолжала реализовываться.

«СП»: — Западная Европа, наверняка, также заинтересована в транзите. Она может пойти на ослабление санкций ради его сохранения?

— Вряд ли, потому что для них важнее донести, что нельзя поступать так, как это произошло с самолетом (Ryanair — Ред.).

Есть морской транспорт, есть авиационный. На какие-то товары повысится цена, вырастут сроки доставки, но экономические последствия для Евросоюза и Китая будут минимальны.

В России подорожание товаров, думаю, будет временное и быстро найдутся обходные маршруты. Белоруссия — это не Суэцкий канал.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня