Пандемия нанесла удар не только по общественному здравоохранению во всех без исключениях странах, но и отправила в нокаут глобальную экономику. Неожиданно возник дефицит чипов, который никто из серьезных экспертов не мог даже представить. Для его преодоления заводам по производству сложных полупроводников может потребоваться до двух лет, убеждают консалтинговые компании. Впрочем, это еще оптимистическая оценка.
Несмотря на то, что нехватка чипов «обязана» своим появлением болезни Covid-19, она выявила структурную слабость рыночной экономики и может предвещать тяжелейшие проблемы доступности чипов для России в будущем.
Итак, буквально все мировые СМИ написали о том, что всплеск спроса на полупроводники усугубляется зависимостью от небольшой группы литейных заводов, в частности тайваньской Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), японской Renesas и южнокорейской Samsung.
Расклад такой: с одной стороны, 75% мирового производства чипов сосредоточено в Восточной Азии, а с другой — пандемия сместила спрос на потребительскую электронику и гиперсерверы в связи с популярностью удаленки. А тут еще и 5G-связь вышла на первый план. Казалось бы, янки должны радоваться: они называют себя законодателями в нанотехнологиях, а азиаты, как прожужжали все уши американофилы, бегают у них в подмастерьях.
Однако, как неожиданно выяснилось, США производят только около 10% чипов, которые используют американские компании. Остальное янки закупали за границей, в том числе в Японии. Но завод Renesas вдруг сгорел, оставив после пожара обугленное уникальное оборудование и разорванную цепочку поставок.
И это не все: Intel, оказывается, сильно отстал от TSMC и Samsung в производстве полупроводников по техпроцессу 7 нм. Добавим также, что Samsung сам является крупнейшим потребителем, и по большому счету очень многие потребители на него рассчитывать не могут.
И вообще, чтобы вернуться к доковидной ситуации, многие чипы, используемые в так называемой «бытовухе», должны стоить не дороже бакса. Но США напечатали столько долларов, что производители оказались дезориентированы. В соответствии с принципом домино подорожали и другие компоненты. Так, стабилизаторы напряжения, которые еще недавно продавались за $0,5, теперь стоят $0,7. Все это в сумме спровоцировало нездоровый ажиотаж, толкающий потребителей на лишние заказы.
Президент Джо Байден созвал виртуальный саммит генеральных директоров и лидеров американской IT-отрасли — Micron, GlobalFoundries, Qualcomm, AMD и Nvidia, Intel. Хозяин Белого дома потребовал срочно выйти из кризиса чипов. Но первые две компании из указанного списка работают на пределе своих возможностей и, кстати, не блещут новинками. А гиганты AMD и Nvidia являются, как пишет авторитетный аналитический портал Tech Monitor, «бестолковыми» компаниями, которые получают свои разработки от TSMC.
Поэтому спасителем американской нации назначили «умную голову» Пэта Гелсингера, отдав ему под контроль Intel, которая никак не может перейти с техпроцесса 10 нм на 7 нм. Впрочем, по идущим из США сигналам, чипмейкеру нужно будет еще вернуть свое преимущество в области НИОКР, а дело это очень долгое и не гарантирует успех начинания.
Проблема в том, что мировой кризис чипов бьет по национальным экономикам похлеще, чем ковидная эпидемия. Не секрет, что сегодня вся промышленность буквально завязана на микроэлектронику. В частности, мировые СМИ сообщили о тяжелейших проблемах автомобильных гигантов.
«В США, как и в других странах мира, автомобильный сектор стал одной из главных жертв глобального дефицита чипов, и консалтинговая фирма AlixPartners в майском отчете оценила, что этот дефицит обойдется автопроизводителям во всем мире в $ 110 млрд потерянных доходов в этом году, что заметно выше январской оценки в $ 61 млрд», — констатирует Global Trade Review.
«Volkswagen AG предупредил, что глобальный дефицит полупроводников, влияющий на производство автомобилей, будет ухудшаться в течение следующих шести месяцев. Таким образом, Volkswagen присоединился к хору автомобильных компаний, которые снизили свои прогнозы на оставшуюся часть года», — пишет Wall Street Journal.
Из-за кризиса чипов в мае, например, японское промпроизводство упало на 5,9%, хотя эксперты предрекали существенный рост на фоне восстановления после 2-й ковидной волны. Не лучше обстоят дела в Германии, в которой объем промышленных заказов в последний месяц весны сократился на 3,7%, тогда как намечался подъем на 1%.
А владелец Tesla Илон Маск, комментируя нехватку наноэлектроники, написал в своем твиттере: «Никогда не видел ничего подобного. Как дефицит туалетной бумаги, но эпических масштабов». Дошло до того, что в первом квартале его компания не выпустила ни одного электромобиля марок Model S и Model X.
В июне «АвтоВАЗ» стал предлагать дилерам Lada Vesta, Xray и Largus в комплектации «комфорт лайт», то есть без мультируля и мультимедийной системы. Но, судя по всему, ситуация может измениться, поскольку набирает силу бизнес-модель, в соответствии с которой автопроизводители перераспределяют чипы на люксовые модели, а конвейеры с дешевыми машинами просто останавливают.
В мире растет понимание того, что наноэлектронику не выгодно продавать, как отдельную позицию, именно поэтому Tesla рассматривает возможность покупки завода по производству чипов. То есть рано или поздно (скорее рано) TSMC, как глобальную компанию с 55% долей мирового рынка, поглотят или принудят войти в промышленный конгломерат, выпускающий «все подряд» под разными брендами.
Все разговоры, что дефицит чипов закроется в течение двух лет, не исключено, направлены на обман рынков и на более мягкое поглощение чипмейкеров. «Акулы капитализма уже почуяли кровь», следуя новой формуле: «кто владеет наноэлектроникой, тот владеет миром».
Короче, велика вероятность, что достаточно скоро в свободной продаже чипов вообще не будет. Конечно, янки со своими проблемами справятся, во всяком случае, техпроцесс 10 нм ими освоен, а для перехода на 7 нм у них имеется серьезный задел. Да, и TSMC, можно не сомневаться, окажет максимальную технологическую помощь.
А вот что делать России, профукавшей советскую микроэлектронику, особенно с неэффективным кабмином и тормознутым Минпромторгом, — очень непростой вопрос. Любопытно, что тогда будет выпускать «АвтоВАЗ» — Lada Vesta, Xray и Largus с карбюраторами? Почему бы и нет — придумали же формат «комфорт лайт». А там, глядишь, недалеко и до «каменного века» в остальных отраслях.