У российской власти много проблем. Но главная из них заключается в том, то правая рука не знает, что делает левая. Пока правительство судорожно пытается остановить рост цен на товары первой необходимости, Минприроды создало предпосылки к новому витку подорожания буквально всего, включая хлеб и молоко.
Конечно же, такой задачи перед министерством никто не ставил. Просто чиновники, которым по долгу службы положено беречь окружающую среду, подготовили поправки «Об отходах производства и потребления» и «Об основах госрегулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в рамках проходящей в России реформы расширенной ответственности производителей (РОП). И эти поправки способны добить измученную пандемией российскую экономику. А заодно и нас, многострадальных граждан.
Предложения Минприроды, на первый взгляд, выглядят логично и нестрашно. Предполагается создать реестр товаров и товаров в упаковке в Единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров, сокращенно ЕГИС УОИТ. А потом взять и запретить продажу товаров, сведения о которых в реестр не внесены. Не из вредности, конечно, а для того, чтобы эффективно контролировать уплату экосбора производителями для последующей утилизации товаров.
И ведь не от хорошей жизни чиновники озаботились составлением поправок. Оказывается, по данным Росприроднадзора, соответствующую отчетность в 2020 году сдали всего около 20 тысяч компаний, а обязаны были отчитаться об утилизации товаров или упаковки — почти 4 миллиона. За год бизнесмены раскошелились почти на 4 миллиарда рублей. А в случае, если поправки будут приняты, экосбор может вырасти до 136 миллиардов.
Ретейлерам поправки не понравились. И они пригрозили «пустыми полками» из-за сокращения ассортимента. Усилия в борьбе против Минприроды объединили Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупные торговые сети, вроде «Магнит», X5 Group, «Ленты», и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которая объединяет таких монстров как Wildberries, «Утконос» и Ozon.
Ретейлеры в голос утверждают, что перекладывание ответственности за утилизацию товаров и упаковки на производителей этих товаров может привести к тому, что торговля уйдет в «серую» зону, а это, в свою очередь, может привести к пустым полкам в магазинах и сокращению выбора в ассортименте интернет-магазинов.
Также «сетевиков» не устраивает запрет на продажу товаров, не включенных в специальный реестр в рамках системы учета отходов. Министерство, ясное дело, утверждает, что дефицита товаров в магазинах не будет, да и на ассортименте товаров новая инициатива не скажется. И обвиняет своих противников в том, что они манипулируют общественным мнением и совершенно напрасно баламутят народ: экосбор составляет меньше 1,5% от стоимости товара, всего-то ничего!
Но опыт показывает, что какие бы попытки заставить бизнесменов развязать мошну, не предпринимались, в конечном итоге, платить приходится потребителю: лишние расходы просто включаются в стоимость товара, и мы вынуждены оплачивать чиновничьи инициативы из своего кармана.
— Это нам, покупая, скажем, пачку сливочного масла за 100 рублей, придётся доплачивать еще один рубль за то, чтобы потом обёртку, в которую масло завёрнуто, утилизировали. В этом смысл «ограбления» бизнесменов. Их «грабят», чтобы они более энергично злоупотребляли своим монопольным положением и, в свою очередь, «грабили» нас, — считает экономист Михаил Делягин.
«СП»: — Вот, уже разного рода ассоциации предпринимателей и торговцев пишут петиции, рассказывают страшные истории о том, что новый побор может привести к тому, что опустеют как полки обычных магазинов, так и виртуальные полки онлайн-магазинов, т.к. экосбор затронет всех.
— Это сильное преувеличение, т.к. повышение стоимости на 1,5%, а в реальности на 3−4%, после тех скачков, что мы наблюдаем сейчас и наблюдали за прошедший год — не так страшно. Будет похуже упаковка, будет больше испорченной продукции, будут люди меньше кушать, но, видимо, это и есть политика нашей власти.
«СП»: — А в долгоиграющей перспективе?
— О долгоиграющей перспективе в РФ никто не думает — при той либеральной социально-экономической политике, при той разрушительной социально-экономической политике, — перспективы, да и вообще будущего, просто нет. По этой причине они и творят что вздумается.
— Выколачивание сбора на утилизацию упаковок ни к чему хорошему не приведёт. Только больше предприятий обанкротится, — считает эколог Евгений Витишко. — Мне кажется, в последнее время правительство РФ в области охраны природы тычется в разные стороны, как слепые котята. Да, в Европе экосбор работает, но сама их мусорная реформа в корне отличается от нашей.
«СП»: — Что реально можно было бы сделать, что улучшило бы ситуацию с утилизацией мусора?
— У нас принято считать, что мусор просто исчезает, а по итогу это оказывается проблемой. Направление по устранению полигонов нужное и правильное, но почему-то реализация затягивается. Более двух лет мы не видим никакого продвижения. В целом, проблема только в самой власти, т.к. принятые решения вообще не дают никакого результата.