В Госдуму снова внесут законопроект о продовольственных сертификатах для малоимущих граждан, который ранее был направлен на доработку. Об этом рассказал информагентству «УРА.ру» председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, добавив, что в новой редакции сертификаты предполагается распространить не только на продукты питания, но и на лекарства.
«Мы его (законопроект — прим.) дорабатываем и предлагаем распространить не только на продукты питания, но и на лекарства. У нас сегодня, к сожалению, из-за дороговизны лекарств те, кто не имеет достаточных средств, им не положены по болезни бесплатные лекарства», — сказал председатель комитета.
По словам Ярослава Нилова, практика социальной помощи, которую можно сравнить с сертификатами, уже применяется в некоторых российских регионах, но она не имеет единого стандарта и распространена не везде. Поэтому необходимо на федеральном уровне «запланировать единый социальный подход».
Депутат отметил, что необходимо детально проработать механизм продуктовых сертификатов с розничными сетями, а также определить конкретные продуктовые наборы в зависимости от региона.
По мнению специалистов, продовольственные сертификаты, аналог американских food stamps (которые получают, кстати, более 40 миллионов граждан США), помогли бы смягчить эффект инфляции для самых незащищенных категорий граждан. По официальным оценкам, продовольственная инфляция в июне 2021 года составила 7,9%, потребительская в целом — 6,5%. При этом для беднейших граждан, которые покупают самые дешевые продукты, продовольственная инфляция, по оценкам экспертов, может достигать и 30%.
К введению сертификатов давно призывают и представители бизнес-сообщества, которые утверждают, что это будет более действенным механизмом поддержки, чем попытки властей сдержать цены, которые растут не только в России, но и во всем мире. Например, в мае Торгово-промышленная палата предложила ввести целевые выплаты на покупку продуктов питания для людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, безработных или семей с детьми с доходами ниже прожиточного минимума. Да и президент России Владимир Путин в начале года говорил, что предложение о введении продовольственных сертификатов для малоимущих требует должного обсуждения, хотя сейчас это «не так актуально, как в разгар пандемии».
Согласно опросу, проведенному Левада-центром*, положительно к идее продуктовых карточек относится 54% россиян, негативно — 39%. Среди последних 20% отметили, что продуктовые карточки вызывают негативные ассоциации с прошлым, в том числе с 90-ми, войной и блокадой, перестройкой и очередями. 18% сообщили, что помощь малоимущим лучше оказывать деньгами, повышением зарплат и пособий.
Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов считает, что продовольственные сертификаты помогли бы не только улучшить ситуацию с бедностью, но и сдержать инфляцию, и поддержать отечественных производителей. Но правительство не решается принять эту меру как в силу психологических, так и финансовых причин.
— На мой взгляд, продовольственные сертификаты по-прежнему нужны и актуальны. Мы еще далеки от победы над бедностью, и не совсем понятны высказывания о том, что этот вопрос сейчас стал менее насущным, чем в период кризиса. Да, теперь у нас не 20, а 15 миллионов людей, вынужденных буквально выживать каждый день. Разве это мало и о них можно забыть? Такой подход пугает. Почему-то у нас тема бедности поднимается только в период кризиса, а потом на повестку выносятся другие вопросы.
«СП»: — Почему правительство не решается принять решение о введении продовольственных сертификатов?
— Мне кажется, что это проблема, в первую очередь, психологическая. Правительство не хочет откровенно признать, что у нас в России огромное количество бедных. Я считаю продовольственные сертификаты достаточно эффективным механизмом для искоренения бедности. Но у нас и в правительстве, и среди населения достаточно много людей, которые находились в зрелом возрасте в 90-е и получили психологическую травму. Они хорошо помнят бесконечные очереди, продуктовые карточки, которые ассоциируются с бедной страной и всевозможными несчастьями. Нам неоднократно говорили о том, что мы не хотим обратно в 90-е. Продовольственные сертификаты могут вызвать аналогию с карточками 90-х и стать сигналом, что мы долго развивались-развивались, и доразвивались до карточек.
Но нужно понимать, что в 90-е карточки были для всех и были связаны с экономическими проблемами страны. Сейчас это будут сертификаты только для тех, кто в них нуждается. Хотя и эту проблему мы не можем решить комплексно. Мы давно говорим о необходимости адресной помощи со стороны государства, но уже лет 10 помимо разговоров ничего в этом направлении не делается. Мы не можем сформулировать, кто именно нуждается в помощи и как они должны ее получать.
Помимо психологического есть и чисто финансовый аспект. Если взять 15 миллионов бедных и выдать им условный прожиточный минимум в размере 10 тысяч рублей в месяц, на это потребуется тратить 1,8 триллионов рублей в год из бюджета. Это дорогое удовольствие, а наши власти не для того повышали пенсионный возраст и НДС, чтобы снова взваливать такую нагрузку на бюджет. Видимо, они не готовы найти дополнительные несколько триллионов, чтобы радикально решить проблему бедности в России.
Для этого должна быть принята современная концепция базового или гарантированного дохода, которая подразумевает новое общество, новые общественные отношения и социальные функции государства. Пока мы к этому не готовы. В период кризиса правительство относительно легко тратило деньги на поддержку граждан, выплату пособий по безработице, но как только кризис пошел на убыль, почему-то им начинает казаться, что всем на Руси жить хорошо.
Если говорить о продовольственных сертификатах, они должны стать частью системного решения проблемы бедности. Принять закон можно, но нужно понимать, как, кому и где их выдавать. Кроме того, если это будут сертификаты денежные, они могут вызвать дополнительные трудности в экономике — мы же видим, что сейчас происходит с ценами на продовольственном рынке. Сертификаты по типу молочных кухонь — это совсем другой уровень решения проблемы. Человек будет получать конкретный продуктовый набор, и это более верный способ решения, который к тому же позволяет избежать мошенничества с сертификатами.
В этом вопросе нужно еще многое предусмотреть и доработать, поэтому нужна ответственная дискуссия. Но если в начале года она еще была в повестке правительства, то сейчас мы перестали слышать о ней. Все особенно расслабились, когда президент сказал, что мы решим вопросы с бедностью к 2030 году. То есть эта проблема не была сформулирована, как острейшая и требующая немедленного решения. Власти решили, что есть более насущные темы, и переключили свое внимание туда. Тем более, что ВВП восстановился на докризисный уровень, экономика, как они считают, перегрета, и они решают проблемы с тем, что мы слишком «быстро» и «эффективно» развиваемся.
«СП»: — То есть сертификаты должны быть не денежными, а распространяться на конкретные продукты отечественных производителей?
— Если подходит к вопросу продовольственных сертификатов системно, выяснится, что можно получить очень много положительных эффектов для экономики, помимо снижения уровня бедности. Если делать все открыто и прозрачно, это станет хорошей поддержкой отечественного производителя, о которой так пекутся наши власти.
Второй момент связан с тем, что с этим отечественным производителем можно заключать долгосрочные договоры на несколько лет и тем самым фиксировать инфляционные ожидания. Сегодня мы сидим и не знаем, сколько будет стоить гречка через два месяца. А можно, с использованием бюджетных средств на сертификаты, решать проблемы, связанные с инфляцией. В продуктовый набор будут входить базовые товары.
Уверен, что и производители с огромным удовольствием заключат крупный контракт на 2−3 года, точно понимая сумму, по которой у них купят определенный объем товара. Компании смогут предсказать свою доходность, а государство — цены на продукты. Это могло бы стать альтернативам спекуляциям на тему возвращения госплана и контроля цен. Вполне рыночными условиями можно решать эти проблемы. Поэтому продовольственные сертификаты могли бы дать синергетический эффект для экономики — это и стабилизация цен, и развитие внутреннего производства, и решение проблемы бедности.
*АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.