Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Власть
5 августа 2021 07:51

Кудрин придумал, как в России победить бедность

Глава Счетной палаты обещает до 2030 года снизить количество остро нуждающихся в нашей стране вдвое

5210
На фото: глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин
На фото: глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)
Материал комментируют:

Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин утверждает, будто нашел способ в сжатые сроки снизить уровень бедности в стране вдвое. Главное, по его словам, обеспечить адресную поддержку нуждающихся семей, на что потребовалось бы относительно немного денег — «несколько сот миллиардов рублей». Это «абсолютно разумные и посильные для государства цифры», — заявил Кудрин.

Напомним, в 2019 году правительство РФ утвердило единый пятилетний план по достижению национальных целей развития, определенных президентом России. Одна из целей — борьба с бедностью, уровень которой к 2030 году по требованию Путина должен быть снижен в два раза по сравнению с данными 2017 года.

Между тем, по данным Росстата доля россиян с доходами ниже прожиточного минимума в 2017 составляла 13,2% населения страны (или 19,4 млн. человек). Официальные уровень бедности по итогам 2020 года составил 12,1% - или 17,8 млн.

Читайте также
Власть боится накормить голодных из-за ассоциаций с 1990-ми Власть боится накормить голодных из-за ассоциаций с 1990-ми Продовольственные сертификаты помогли бы решить проблему бедности, но правительство не готово признать, что он нужны

То есть, в цифрах бедных, вроде бы, стало немного меньше. Но в реальности прогресса, кажется, никто из сограждан не заметил.

По мнению главного аудитора страны, пример разумного подхода к борьбе с бедностью — адресные выплаты малоимущим семьям с детьми от 3 до 7 лет. Указ об изменении правил таких начислений в марте с.г. подписал президент РФ Владимир Путин. Теперь указанные семьи получают финансовую помощь в зависимости от уровня их дохода — 50, 75 или 100% от прожиточного минимума для ребенка по региону. До этого сумма была одинаковая для всех — по 50%.

Такой дифференцированный подход Кудрин назвал «прообразом» того, «как можно двигаться дальше и по более высоким возрастам». При этом при начислении пособий он предлагает учитывать имущественный ценз. Поскольку нуждаемость можно оценить с разных сторон. То есть, люди со второй квартирой или второй машиной должны быть, по его словам, «ограничены в получении социальных выплат». «С учетом этого ограничения мы сразу идем на снижение бедности более чем вдвое», — подчеркнул Кудрин.

Устоявшийся подход к измерению бедности в России, где нуждающимися считают людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, тоже, по мнению главы СП, требует отмены. Пора, он считает, переходить на международные стандарты — т.е. оценивать бедность с «многомерной позиции», исходя из метода «измерения лишений», как это делают в развитых странах.

Издание напоминает, что подобное исследование Росстат провел в июле с. г. Оно показало, что три четверти семей имеют сложности с приобретением необходимых товаров. Более половины не могут справиться с внезапными тратами. И что семьям, дабы «свести концы с концами», требуется по 61 тыс. рублей — в пять раз больше, чем средний прожиточный минимум.

Оценить возможную эффективность предложения Кудрина «СП» попросила руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития, доктора экономических наук Никиту Масленникова:

— Прежде всего, я думаю, что здесь над Счетной палатой, над правительством и вообще над всеми органами госуправления довлеет 2024 год. То есть — грядущие выборы президента России. К ним надо подойти уже с очевидными результатами, приблизившись по максимуму к реализации национальных целей 2020−2030. Поэтому сейчас идет некое переосмысление: а что, действительно, можно сделать, чтобы предъявить «городу и миру» какие-то убедительные результаты.

Естественно, социальная сфера является в данном случае абсолютно приоритетной, потому что она касается всех. Заметная реакция тут будет. И здесь, на мой взгляд, быстрее всего можно добиться каких-то результатов.

Строго говоря, корректировка этих подходов, с учетом мобилизации усилий всех органов госуправления к 2024 году, проявилась довольно очевидно 19 июля, когда правительство представило президенту на заседании Совета по стратегическому развитию нацпроектов, как объявил премьер Мишустин, «сорок две стратегических инициативы».

Пока суть этих инициатив неизвестна, потому что публичной реакции президента на них пока нет. Очевидно, они должны быть утверждены в перечне поручений или каким-то еще образом. Но идет, так сказать, изучение, перебор вариантов.

Тем не менее, там как раз много этих самых социально-политических решений и заложено. Об этом достаточно откровенно сказал Мишустин, когда представлял эти инициативы. И сам Кудрин сказал в интервью, что «мы внесли свои предложения, и правительство работает над этой историей».

«СП»: — О мерах по снижению бедности Кудрин, на самом деле, говорил уже много раз. И почти всегда одно и то же…

— Насколько я помню, они в самом начале лета вносили в правительство свои предложения как раз по этой теме. И, собственно, в интервью он не сказал принципиально ничего нового. Единственная здесь оговорка то, что «правительство продолжает работать над этой историей».

Вот если правительство выйдет на какие-то серьезные решения, тогда можно рассчитывать, по крайней мере, на значимое снижение уровня бедности. И тут все эти меры, которые определил Кудрин, на мой взгляд, могут сработать и эффективно. При одном условии.

«СП»: — Каком?

— Нам нужно запустить в работу на полную мощность новый институт социального казначейства, о котором премьер как раз говорил на Совете по стратегическому развитию. В 2022 году он должен работать. Потому что это, собственно, и есть распределитель финансовых потоков в социальной сфере. Причем, на новых критериях, естественно, на новой технологической основе.

Читайте также
В. Катасонов: «Нас ждет дефицит зерна и рост цен на хлеб» В. Катасонов: «Нас ждет дефицит зерна и рост цен на хлеб» Закон, вступивший в силу 1 июля 2021 года, может оставить Россию без основного продукта питания

Многое там делается. По крайней мере, интеграция самых технологических информационных платформ Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования идет полным ходом. Думаю, что до конца года, если не осенью, она завершится.

А это как раз два внебюджетных фонда, через которые идет максимальное количество трансфертов населению в разных видах. Особенно перегружен Пенсионный фонд этим делом, потому что помимо пенсий там еще и материнский капитал, выплата школьных пособий и много чего еще.

Так вот социальное казначейство — это проект, который на основе новых технологических цифровых платформ позволит поучить представление о том, как балансируются расходы и доходы в каждом домохозяйстве. И вот здесь сработает тот самый имущественный ценз. То есть, когда человек претендует на какой-то социальный трансферт, на то, что он попадет в группу нуждающихся, надо смотреть на его ликвидные активы. Если у вас единственное жилье в коммуналке — понятно. А если — две квартиры или три записаны на разных лиц, и вы не регистрировались нигде, сами сдаете две из них в аренду, тогда, согласитесь, это не совсем бедность.

Вот Кудрин и предлагает это все учитывать при расчете критериев нуждаемости, применяя, в том числе, международный опыт. Практики разные. Но жесткой такой привязки к фиксированному прожиточному минимуму, как у нас, у подавляющего большинства развитых экономик нет. Это, собственно, и критерий развитости, когда вы определяете критерий бедности несколько иначе, чем у нас.

«СП»: — Подходят ли нам эти критерии?

— Для нас здесь сейчас главное, это в ближайшие полтора-два года сдвинуться по снижению уровня бедности, от такого абсолютного, который у нас привязан к прожиточному минимуму. Он будет повышаться, естественно, где-нибудь на тысячу рублей в год. Тем не менее, все равно значительное число людей живут даже ниже этого предела.

Вот это нужно было бы сделать. А здесь, конечно же, два условия: социальное казначейство и дополнительное ресурсное обеспечение. При этом очень важно иметь еще и набор опций по выходу каждого конкретного человека из состояния бедности. Необязательно только социальный трансферт прямой.

Это может быть социальный контракт — т.е. вы получаете какое-то пособие, достаточно приемлемое, оговоренное соответствующим соглашением с госорганами, но взамен берете на себя обязательство, предположим, получить новое образование, пройти курсы переквалификации, повысить свои компетенции, начать предпринимательскую деятельность.

Тут различные варианты возможны: не только прямые денежные пособия, но и прямые денежные пособия с увязкой. Иначе, как человек будет выходить из бедности? Он быстро все потратит. А дальше что?

Читайте также
Пенсионные обещания Путина дали «малый назад!» Пенсионные обещания Путина дали «малый назад!» С февраля реальный размер пенсий в РФ неуклонно уменьшается

«СП»: — То есть, это не подачки от государства?

— Подачки — не решение проблемы. Поэтому надо вырабатывать этот набор опций и предложений: что, мол, да, «ты получишь помощь, но будь любезен, сам немножко поразмышляй о своем собственном будущем». Условно говоря: вот тебе на первые три месяца вполне приемлемы деньги. А дальше начинай зарабатывать.

Такие меры сейчас, мне кажется, и прорабатываются правительством в пакете, что имел в виду и Кудрин, говоря, что «правительство продолжает работать над этой истерией».

Потому что простые закачки денег во-первых, безадресные очень часто. Они не решают проблемы. Во-вторых, не меняют жизненную ситуацию.

Но без социального казначейства мы опять этого ничего не сделаем. Потому что у нас нет представления, а как люди существуют на самом деле. Есть, конечно, статистика. Но мы не знаем: эта статистика дутая или реальная? Продолжает человек работать в неформальном секторе или не продолжает? Пока эти базы данных разрозненные.

«СП»: — Но все это касается в большей степени трудоспособного населения. А есть еще пенсионеры. Им тоже обещали, что реформа положительным образом скажется на размере пенсий. Но все оказалось совсем не так…

— Действительно, в реальном выражении по первому полугодию пенсии снизились уже на 0,8%. Это вопрос к Пенсионному фонду России и к Минфину. Как вы таким образом рассчитывали индексацию, что реальная пенсия у людей сократилась? Думать надо было. Это ошибка математического моделирования. И, очевидно, кто-то должен за нее ответить.

Мы оцениваем, какова возможная эффективность предложений Кудрина. Я читаю, что, они, в принципе, сработают, если будут выполнены два условия. Первое — это создание социального казначейства, когда мы понимаем, кому конкретно должны помогать. Второе — что мы для этого должны делать.

Да, абсолютно понятно, что это дополнительные ресурсы. Но дополнительные ресурсы, привязанные не только к потоку финансовому по принципу — «кран открыли и течет». А обязательно к целому набору опций, которые позволяли бы изменить жизненную ситуацию конкретной семьи.

Но с этим придется поломать голову. Потому что это далеко не такая простая задача. Как в пандемию — заваливали всех деньгами. И вперед…

«СП»: — Мы столько лет уже пытаемся победить бедность, но все безрезультатно. Может, что-то не то делаем?

— Я думаю, что тут можно с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. У нас возникает другая принципиально — и технологическая, и управленческая основа для этого. Институционально — другая.

Есть казначейство, которое отвечает за контроль над этим потоком и его эффективностью? Есть. Все, ребята, вперед…

Мы теперь понимаем, с кого спрашивать, на что обращать внимание. Это уже как бы выделенная целевая функция госуправления. Раньше-то этого вообще не было. Раньше всем «размазывали» и отчитывались: «Ох, какое славное у нас социальное государство!».

Кому социальное, кому — не очень…

Сейчас подходы становятся более адекватными и ситуации современными, по сути. Но, конечно же, и сами по себе решения становятся существенно, на порядок, более сложными.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня