На трассу первой нитки «Северного потока—2» в датских водах вышло судно обеспечения Marlin. Ожидается, что она будет запущена в сентябре, а до конца августа будет завершено строительство второй нитки газопровода.
По данным навигационных порталов, сейчас судно находится на границе со шведскими территориальными водами и проводит подводные исследования газопровода. Работы по его строительству завершились в июне и, по информации Датского энергетического агентства, выполнены в соответствии с разрешением.
По информации EADaily, судно Marlin ведет работы в рамках сертификации первой нитки «Северного потока—2», однако о деталях DEA не сообщает.
«Работа на так называемой нитке В в Дании была завершена и выполнена в соответствии с условиями разрешения на строительство», — пояснили изданию в ведомстве, уточнив, что в рамках разрешения третья сторона должна выпустить сертификат соответствия. Этот документ подтверждает, что конструкция отвечает законодательству, стандартам и техническим спецификациям Nord Stream 2 AG еще до запуска газопровода.
Оператор Nord Stream 2 AG информацию пока не комментирует. Тем временем президент США Джо Байден в рамках договоренностей с Ангелой Меркель назначил Амоса Хохштейна спецпосланником по «Северному потоку—2». Как сообщает портал Axios, этот чиновник ранее активно выступал против реализации проекта, и его назначение может повысить доверие к решению американского президента по сделке с Германией.
Декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина полагает, что ситуация сложная:
— Много политических противников у «Северного потока», и то, что Байден согласился, что газопровод практически построен и не надо ему препятствовать, вызвало бурю возмущения в политических кругах. Это некий компромисс, чтобы найти баланс.
«СП»: — Как это назначение может отразиться на сертификации и дальнейшем запуске газопровода?
— Глобально не повлияет, но мелкие неприятности возможны, будут стараться, где можно укусить. Это будет некая уступка тем силам в Европе и прежде всего в Америке, которые возражают. Тем более что в Европе и, главное, в Германии выборы, поэтому идут политические игры, чтобы не однозначно показывать поддержку, а найти уступки разные политическим силам.
Сертификация и запуск могут затянуться на некоторое время, но рано или поздно газопровод войдет в строй, хотя может и не так гладко, как нам бы хотелось. Вопрос в динамике скорости.
Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач не удивлен назначением Хохштейна:
— Это прогнозировалось, его кандидатура рассматривалась и на возвращение в Госдеп, где он будет заниматься вопросами энергетических интересов США в Европе, пытаться подрывать российско-европейское энергетическое сотрудничество. Другое дело, что мы никаких особых переговоров с США по поводу «Северного потока-2» не вели, спокойно делали свое дело, несмотря на санкции и при поддержке европейских партнеров.
«СП»: — Может это назначение быть связанным с попыткой Байдена успокоить недовольных проектом?
— Кого бы не назначил, любой будет противником. В США нет влиятельных сторонников «Северного потока», но степень ярости — спекулятивная величина. Они могут говорить любые жесткости, но руководствоваться другим.
Он же (Хохштейн — Ред.) против «Северного потока-2» не потому, что ненавидит Владимира Путина или Алексея Миллера, а потому, что этот проект противоречит интересам США и, возможно, каким-то его личным представлениям, потому что он длительное время работал на Украине, есть связанный с этим бизнес, лоббистские интересы.
«СП»: — Это может повлиять на процесс сертификации и запуска газопровода?
— Не думаю. Завершению строительства уже ничто не может помешать. Сертификация — вопрос более сложный из-за санкций. Компания, которая работала над этим, заявила, что не может выполнять свои обязательства. Видимо, решение все-таки было найдено.
«СП»: — Поучаствовать в сертификации пожелали Польша и, кажется, Украина. В сочетании с Хохштейном они могут усилить давление в этом вопросе?
— Есть два процесса сертификации. Один как оператор- это юридические процедуры, которые проводит регулятор, в данном случае немецкий. Есть еще техническая сертификация, но она делается специалистами, которые проводят испытания газопровода и присутствовали на всех этапах реализации проекта. Они должны подтвердить, что газопровод построен в соответствии со всеми техническими нормами и будет безопасен при эксплуатации.
Польша хочет участвовать в процедуре, которую проводит немецкий регулятор. Основания для это мне кажутся сомнительными. Однако европейское законодательство в сфере энергетики устроено по принципу «и нашим, и вашим, и споем, и спляшем». Видимо, политический торг возможен.
В любом случае ситуация складывается так, что европейцам надо сертифицировать «Северный поток-2», чтобы безопасно и надежно пройти отопительный сезон.
«СП»: — То есть они заинтересованы сделать это быстро?
— Они изначально были в этом заинтересованы. Но ситуация на рынке сейчас складывается так, что без «Северного потока-2» будет очень сложно пройти без проблем этот сезон.