Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Импортозамещение
30 августа 2021 07:58

Самолет «Байкал» выиграл воздушный бой за конвейер у ТВС-2ДТС

«Кукурузник» Ан-2 отпустят на пенсию в 2024 году, когда ему будет 77 лет

15987
На фото: посетители у самолета ЛМС-901 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.
На фото: посетители у самолета ЛМС-901 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021. (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Летные испытания многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», создаваемого на замену легендарному «кукурузнику» Ан-2, начнутся в октябре этого года. Об этом сообщил заместитель министр промышленности и торговли Олег Бочаров на совещании, посвященном проблемам малой авиации, проходившем в Вологде.

— На первый полет будут приглашены представители всех авиакомпаний, заинтересованных в этом самолете, — сказал Бочаров. А потребность в самолете, который должен стать неприхотливой машиной, способной взлетать и садиться буквально на распаханных полях и лесных полянах, очень значительная. Он должен стать неким подобием «воздушного автобуса», работающего в глубинке и способного перевозить 9 пассажиров или 2 тонны грузов. То есть должен делать все, что умеет делать Ан-2, но при этом располагать большим комфортом для пассажиров. И, разумеется, у него должна быть абсолютная надежность.

Читайте также
Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км Рокировка в Каспийском море: Флотилию сдвинули на 385 км Корабли покинули Астрахань и ошвартовались в Каспийске — на оперативный простор и глубину

Серийное производство «Байкала» предполагается развернуть в 2024 году на уровне выпуска 30 самолетов в год. Впоследствии серийность будет доведена до ежегодной сдачи 50 «кукурузников нового тысячелетия».

Начиная с 1947 года, было произведено почти 18 тысяч бипланов Ан-2 тридцати с лишним модификаций. Этот неприхотливый и эффективный самолет за 70 с лишним лет проделал громадную работу. И продолжает делать — в настоящий момент в России эксплуатируется более трех сотен машин, когда-то созданных блестящим авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым. А в других странах их еще больше.

Однако ветерану легкой авиации уже давно пора на покой. Тем не менее идея создания замены «кукурузнику» начала реализоваться лишь в конце нулевых годов. В 2014 году Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина выдал на-гора легкий самолет ТВС-2АМ. Он стал не оригинальным самолетом, а модификацией Ан-2. То есть это биплан, построенный из более современных материалов вместо брезента, которым обтянуты верхнее и нижнее крылья «Кукурузника». И вместо поршневого двигателя был установлен турбовинтовой. Разумеется, летные характеристики от этого повысились.

Затем были построены еще две модификации — ТВС-2МС и ТВС-2ДТ. Все они, выпущенные небольшими объемами, порядка двух-трех десятков, эксплуатируются различными мелкими компаниями.

На фото: самолет короткого взлета и посадки ТВС-2МС на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021.
На фото: самолет короткого взлета и посадки ТВС-2МС на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021. (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На салоне МАКС-2017 был представлен самолет ТВС-2ДТС, который предлагался к серийному производству. Для этого он совершил впечатляющий беспосадочный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский. Самолет имел цельнокомпозитную конструкцию из углепластика. Была использована современная авионика, благодаря чему машина стала всепогодной и способной эксплуатироваться в любое время суток.

На фото: презентация и демонстрационный полет самолета ТВС-2ДТС в Якутске, 2018 год.
На фото: презентация и демонстрационный полет самолета ТВС-2ДТС в Якутске, 2018 год. (Фото: minpromtorg_rus/Twitter.com/Global Look Press)

По характеристикам он существенно превосходил Ан-2. Дальность — 4500 км против 990 км. Скорость — 350 км/ч против 190 км/ч. Грузоподъемность — 2500 кг против 2000 кг.

Читайте также
Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами–невидимками» Чудеса «Контейнера»: F-22 и F-35 перестали быть «самолетами-невидимками» От нашей новой РЛС стелс-истребители противника не спрячутся и за горизонтом

Самолет, действительно, прошел необходимые испытания и был готов к серийному производству. И Минпромторг неоднократно заявлял, что «новосибирский кукурузник» будет серийно производится с 2021 года на Улан-Удэнском авиационном заводе.

Но в 2019-м Минпромторг отказался от ТВС-2ДТС в пользу начавшего прорисовываться проекта ЛТС «Байкал». Этот самолет разработала компания «Байкал-Инженеринг» (дочерняя компания Уральского завода гражданской авиации) при самом активном участии Московского авиационного института.

Можно предположить, что одной из причин отказа от ТВС-2ДТС стали две аварии этого самолета, в которых погибли пять человек. Все-таки, пожалуй, самое главное требование к самолетам такого рода — абсолютная, стопроцентная надежность.

Однако есть и претензии, которые были сформулированы вполне четко.

В самолете использованы иностранные комплектующие и материалы. И главные претензии были к углепластику для фюзеляжа и крыльев и к турбовинтовому двигателю с винтом того же производителя.

К тому же самолет оказался перетяжеленным. Вес пустого — 3180 кг, максимальная взлетная — 7400 кг. У Ан-2 эти параметры — 3400 кг и 5250 кг. У «Байкала» существенно ниже — 2040 кг и 4800 кг.

ТВС-2ДТС более трудоемок в производстве за счет более сложной компоновки и большого количества сборочных операций. Это негативно сказалось на стоимости машины, которая ориентировочно составляет 150 млн. руб. «Байкал» в полтора раза дешевле, но опять же ориентировочно.

Также самолеты данной категории в соответствии с авиационными нормативами не должны перевозить больше 9 человек. ТВС-2ДТС рассчитан на 12 пассажиров. Кстати, Ан-2 тоже перевозят 12 человек, однако никто их от полетов не отстраняет.

Таким образом «Байкал» выиграл тендер. Хоть и он, как говорится, не без греха. На первых опытных образцах, которые будут принимать участие в испытаниях, турбовинтовой двигатель тоже иностранный — General Electric H80−200. В дальнейшем двигатель будет заменен на отечественный ВК-800, когда он появится.

И винт производится компанией Hartzell. «Воздушный винт Hartzell, четырёхлопастной, диаметром 2,6 метра. Имеет европейский сертификат, но в России сертификат не валидирован. С Hartzell предварительные переговоры уже проведены, и я не вижу проблем его валидации в России». Так что, видимо, иностранный винт, как и двигатель, окажется не только на опытных образцах, но и на первых серийных самолетах.

Также на первом этапе будет применяться импортное БРЭО типа Honeywell с последующей заменой на российское оборудование.

Таким образом, мы видим, что по части использования иностранного оборудования «Байкал» практически ничем не отличается от самолета, созданного в СибНИА. Сибиряки ведь тоже обещают импортозамещение по самому максимуму.

Так что главным аргументом в споре двух самолетов следует признать более низкую массу «Байкала» и более высокую технологичность его производства, от чего зависит стоимость.

Читайте также
Иран: С-400 наше небо не защитят, у нас есть ракеты лучше Иран: С-400 наше небо не защитят, у нас есть ракеты лучше Тегеран так хвалится ЗРК Bavar-373, будто собирается воевать с Россией, а не с США

Ну а пока моноплан «Байкал» не подтвердил на испытаниях свои характеристики, приводим их расчетные значения:

— Длина — 12,2 м, высота — 3,7 м

— Размах крыла — 16,5 м, площадь крыла — 28,7 кв. м

— Масса пустого — 2040 кг, максимальная взлетная — 4800 кг

— Максимальная скорость — 300 км/ч

— Максимальная дальность — 3000 км

— Пассажировместимость — 9 человек

— Полезная нагрузка — 2000 кг

— Длина разбега/пробега — 210/190 м.

В заключение необходимо сказать, что высказывание замминистра Олега Бочарова на совещании в Вологде прозвучало довольно странно. Назначать сроки начала серийного производства самолета, который еще ни разу не поднимался в воздух, — это нонсенс.

И еще один момент, довольно грустный. Чтобы построить столько же «Байкалов», сколько было выпущено Ан-2 — 18 тыс., российскому авиапрому понадобится 360 лет, производя по 50 машин в год.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня